С каким зрением не дают водительские права: ограничения при получении

Как подготовиться к медицинской комиссии по зрению?

Офтальмолог — это один из самых главных специалистов на медкомиссии для автолюбителей, поскольку именно от остроты зрения управляющего машиной зависит безопасность движения на проезжей части. Проверка проходит очень тщательно, поэтому скрыть болезни зрительного аппарата или рефракционные нарушения не удастся.

Водитель и сам должен осознавать, что недостаточно хорошее зрение не позволит вовремя заметить пешехода или препятствие, особенно в сумерках и темное время суток, тем самым спровоцировав ДТП.

Офтальмолог проверяет не только остроту зрения, но и цветовое восприятие. Отклонения от норм станут главным препятствием при выдаче водительского удостоверения.

Если автолюбитель пользуется линзами или очками — ничего страшного в этом нет, проверка проводится в ней. Автолюбителю выдается мед.справка, в которой обозначено, что острота зрения определялась в очках, что обязывает водителя, управлять транспортным средством только в офтальмологической оптике. 

С каким зрением не дают водительские права: ограничения при получении

При сильных рефракционных отклонениях водители пытаются скрыть это, заучивая буквы в таблице наизусть. Сделать это легко, в каждой строчке их немного и это буквы кириллицы. Но только в таблице Сивцева. В спецтаблице Головина применяются окружности с разрывами слева, справа, внизу или вверху. Здесь расположение символов заучить гораздо труднее, тем более если окулист будет указывать на них вразброс.

Зрение для получения водительских прав должно соответствовать медицинским стандартам. Даже если оно ухудшилось с момента предыдущей комиссии, доктор пропишет очки/линзы с большей оптической силой, и пройти заново комиссию можно будет уже в них.

Человек с близорукостью или астигматизмом может перед медосмотром обратиться в клинику ЭлитПлюс для подбора ортокератологических линз. Он без проблем получит заключение офтальмолога, поскольку зрительная функция восстанавливается до 100%. 

Препятствия для получения разрешения на вождение:

  • сопутствующие глазные патологии; 
  • неверное восприятие цветовой гаммы;
  • маленький угол обзора.

БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

Перед медосмотром желательно посетить своего лечащего врача окулиста, чтобы определить рефракционные нарушения. При необходимости нужно пройти лечение перед водительской комиссией. Обычно офтальмолог назначает медикаментозное или аппаратное лечение. Иногда могут потребоваться различные виды коррекции, хирургическое вмешательство.

Непосредственно перед медосмотром нужно соблюдать некоторые правила:

  1. Нельзя употреблять алкоголь накануне или в день прохождения комиссии.
  2. Перед визитом к врачу надо избегать стрессов и волнений. На фоне психологического дискомфорта зрительные способности могут ухудшаться даже у здорового человека.
  3. Накануне прохождения медосмотра не стоит засиживаться перед монитором компьютера или подвергать глаза другим зрительным нагрузкам.
  4. Перед входом в кабинет нежелательно смотреть на яркий свет (солнце, лампы).
  5. За месяц или даже за неделю до медицинской комиссии можно приобрести ночные ортолинзы (только по назначению врача). Если надеть их накануне осмотра, человек будет видеть на 100%, даже если у него миопия -10, и рассмотрит таблицу без очков или линз. 

С каким зрением не дают водительские права: ограничения при получении

У некоторых людей острота зрения зависит от уровня освещенности на улице, поэтому лучше подгадать визит к врачу в то время, когда зрительная система оптимально настроена.

Случается, что результаты проверки не соответствуют действительности: доктор слишком торопится или человек слишком перенервничал. Всегда можно пройти осмотр заново.

А можно ли водить автомобиль при косоглазии?

В этой статье

Этот вопрос часто интересует людей, которые страдают от косоглазия. По данным медицинской статистики, количество таких пациентов составляет примерно 4% среди взрослого населения. По поводу этой зрительной патологии существует довольно много заблуждений. Например, есть мнение, что косоглазие — это визуальный дефект, и на качество видения не влияет.

Конечно же, это не так. При многих его видах нарушено бинокулярное, или стереоскопическое зрение. Это значит, что человек с косоглазием испытывает трудности с нормальным восприятием пространства: неверно оценивает размеры и объем предметов, расстояние до объектов и между ними. Конечно же, при нарушении бинокулярности существуют ограничения в занятии некоторыми видами деятельности, в которых важна точная оценка расстояния до предмета, его размер.

Предлагаем ознакомиться  О службе по контракту если судим один из родителей

Людям с косоглазием нелегко также заниматься некоторыми видами спорта: так, в футболе, хоккее, теннисе и других дисциплинах требуется точная и быстрая оценка расстояния до игрового предмета (мяча, шайбы), других игроков, ворот, и это умение требуется буквально каждую секунду. При наличии страбизма также трудно работать видеооператором, фотографом и т.д.

Еще одно распространенное заблуждение — косоглазие постепенно проходит само, это болезнь детского возраста. Конечно же, это всего лишь миф, причем некоторые виды гетеротропии вообще исправляются только операционным путем. Если с раннего детства не заняться лечением патологии, то косящий глаз полностью утратит функциональность.

На самом деле, выдать права могут даже при инвалидности, если имеющийся дефект не мешает водить машину. Так, с недавнего времени они доступны даже для глухих людей — инвалидов по слуху. Им разрешено вождение автомобиля в категории А и В. А вот при зрительных патологиях требования к получению водительского удостоверения довольно строгие. Вот какие способы применяют для проверки зрения.

Каким должно быть зрение для получения водительских прав?

Определяется наличие или отсутствие рефракционных нарушений с помощью таблиц с изображением букв и символов (Сивцева-Головина). Расстояние, с которого символы должны быть четко видны, составляет 5 метров. 

При показателях остроты 1,0 на оба глаза разрешено вождение для всех категорий. Если у автолюбителя наблюдаются отклонения от стандарта, но они в пределах установленных норм, то у него есть шанс получить требуемую справку.

Допустимые значения, которые допускаются для прохождения медосмотра:

  1. Для кат. А. На одном глазу зрение должно быть не менее 0,6, а на другом — не меньше 0,2. Если у человека полностью отсутствует один из органов зрения или он слеп на один глаз, то на втором показатель должен быть не менее 0,8. 
  2. Для кат. В. Нормой для глаза, который имеет лучшие зрительные показатели, считается параметр не меньше 0,6. Для второго глаза допускается острота не ниже 0,2. При определении параметров можно пользоваться оптикой.
  3. Для кат. С. Допустимые показатели: 0,8 и 0,4, но оптические изделия при осмотре использовать нельзя.

Если разница в остроте для обоих глаз отсутствует, то зрение должно составлять не менее 0,7. Это правило действует для всех категорий. 

Другие ограничения по зрению для людей, мечтающих получить права:

  • при ношении коррекционных изделий их оптическая сила не должна быть больше 8 дптр (и для —, и для );
  • отличие в характеристиках линз коррекционной оптики не должно быть больше 3 дптр.

Проблемы с цветовосприятием могут привести к тому, что шофер перепутает световые сигналы на светофоре Недостаточно широкий радиус бокового зрения не позволит вовремя заметить пешехода, какое-либо препятствие. 

С каким зрением не дают водительские права

Наличие дальтонизма проверяется таблицами Рабкина. Это картинки, состоящие из цветных кругов. На них нужно разглядеть фигуры, которые выделены другим цветом. Дальтоники с этой задачей не справятся. 

По восприятию цветов офтальмологи существуют три типа людей:

  1. Трихроматы. Нормально воспринимают цвета спектра: фиолетовый, красный зеленый.
  2. Протанопы. Не воспринимают красный цвет, вместо него они видят черный либо коричневый.
  3. Дейтеранопы. Не могут видеть зеленый цвет и некоторые другие. 

В России людям, у которых диагностирован дальтонизм (протанопы, дейтеранопы), водительские удостоверения не выдают!

Проверка кругозора

Проверяется пространство, которое человек сможет окинуть взглядом. Если угол обзора составляет менее 20 градусов, медкомиссию человек не пройдет. Этим нарушением сопровождаются некоторые заболевания зрительной системы:

  • катаракта;
  • глаукома;
  • отслойка сетчатой оболочки глаза.

Если после медосмотра была проведена операция, и нарушения кругозора исчезли, то медкомиссию нужно проходить заново.

Существует очень много нюансов, которые нужно иметь в виду:

  • категорию (выдвигаются разные требования для вождения разных транспортных средств);
  • возможность коррекции (практически при любых нарушениях зрительной функции, которые исправляются, права можно получить);
  • наличие/отсутствие дальтонизма и нарушения угла обзора;
  • сроки проведения оперативного вмешательства на зрительном аппарате.
Предлагаем ознакомиться  Копится долг перед банком Что делать если нечем отдать долги

Если человек действительно плохо видит, и такое нарушение не поддается исправлению, а также если он является дальтоником, нет смысла проходит комиссию нет вообще. Никто не допустит его к управлению транспортом любого типа.

Проверка цветовосприятия

Чтобы управлять транспортным средством, недостаточно просто выучить ПДД и сдать теоретическую и практическую части вождения. Существует ряд противопоказаний, при которых водительское удостоверение запрещено к выдаче конкретному человеку. Это могут быть лица, страдающие психическими расстройствами, имеющие сердечно-сосудистые патологии, заболевания нервной системы.

Также получить права не могут юноши до 18 лет или, наоборот, люди слишком пожилого возраста. Препятствием служат различные офтальмологические патологии: сильная степень близорукости или гиперметропии, глаукома, ахроматопсия — полная цветовая слепота, некоторые виды дальтонизма и прочие нарушения, связанные с остротой зрения и цветовосприятием. Его качество строго проверяется на медицинской комиссии.

Дальтонизм  —  нарушение цветового зрения, когда человек не различает один или несколько цветов. Выделяют три основных разновидности данной патологии: трудности с различением красных, сине-зеленых и желто-зеленых оттенков. Для проверки используют специальные  полихроматические таблицы Рабкина. Они составлены из 27 картинок, на которых цветные кружки складываются в фигуры или цифры.

Отдельные требования предъявляются также к тем, кто вынужден постоянно носить контактные линзы или очки. Разница между величиной оптической силы на левом и правом глазу не должна составлять более 3 диоптрий. Если на одном из них функция зрения отсутствует полностью, то даже в этом случае управлять автомобилем человеку можно, но допустимая острота на видящем глазу в таком случае должна составлять не менее 0,8 единиц. При этом должен быть обеспечен достаточный кругозор (поле зрения).

Вот какие параметры остроты должны быть у тех, кто пользуется оптикой на постоянной основе:

  • водители специального (категории В), а также пассажирского транспорта — острота зрения здорового глаза не менее 0,8 и слабого 0,4;
  • категория С — для обоих глаз более 0,7 или для здорового не менее 0,8 и для слабовидящего — 0,4 и более;
  • категория В — для здорового либо для обоих глаз более 0,6 и для слабовидящего — более 0,2 единиц.

Словом, острота зрения может быть разной — она влияет на конкретную водительскую категорию, которую Вы хотите получить. Врач будет принимать это во внимание.

Причины по которым могут отказать в получении прав

— Близорукость, дальнозоркость. Эти два похожих заболевания глаз очень противоречивы. Главное требование для экзаменатора, это видеть разметку на дороге, не говоря уже о дороге. Конечно, с какого-то возраста излечивание этих заболеваний становится возможным при показаниях врача или посредством лазерной коррекции.

— Бывает состояние, которое в медицине называют анизометропия, при котором один глаз может быть дальнозорким, а другой близоруким. Конечно, встречается оно крайне редко, однако к сдаче экзамена с ним не допускают.

Данные заболевания глаз вообще очень противоречивы. Одним водителям разрешают получить права, но только на определенные категории, а другим безоговорочно отказывают. Как было сказано, главное требование к экзаменатору, — это видеть разметку на дороге, а так же таблички по сторонам от дороги.

Так же бывают случаи, когда человек у одного врача не проходи медицинское обследование, заявляя, что с таким синдромом вообще нельзя садиться за баранку. Однако стоит попасть к другому, как он даст разрешение, но после тщательного обследование. Это, что называется, человеческий фактор. Заграничные медики поддерживают вторых, но в России, как всегда, все намного сложнее.

— Дейтеранопия — неизлечимая форма дальтонизма, которая встречается крайне редко, около 1% людей болеют ею. Это заболевание характерно неправильным восприятием цветовых волн, то есть человек, страдающий дейтеранопией, вместо красного видит темно-желтый, вместо зеленого светло-желтый и так далее. Естественно, что при подобном заболевании человека нельзя допускать до экзамена, так как он не сможет различить цвета на светофоре. В принципе, это тот же дальтонизм, а, как известно, сдать экзамен с этим заболеванием нельзя.

Предлагаем ознакомиться  Имущественные права в 2019 году

Так же, если лишь один глаз болен дейтеранопией, то сдача экзамена возможно лишь по решению врача, так как экзаменатор может, как различать цвета, так и различать лишь приглядевшись, а на дороге, как известно, любая задержка чревата.

Дальтонизм часто бывает врожденным, приобретается она очень редко, обычно при старении или травме глаз. По этой причине важно пройти медицинский осмотр у офтальмолога, вдруг кто-то из ваших родственников был болен этой болезнью. Наверное, будет ужасно обидно, если вы уже прошли половину или большую часть медицинского обследования и тут обнаружился дальтонизм.

Дают ли права людям с косоглазием?

Вообще на данный момент в офтальмологии классифицируют немало разновидностей этой патологии: содружественное и паралитическое косоглазие, монолатеральное и альтернирующее, постоянное и временное, сходящееся и расходящееся, аккомодационное и неаккомодационное и т.д. Каждому виду присущи свои особенности. Все ли они служат ограничением для получения водительских прав?

В этом случае многое будет зависеть от качества зрения при патологии. Так, диплопия (двоение в глазах) и нарушение бинокулярности возникают при паралитическом косоглазии и при некоторых видах содружественного, например, монолатеральном и прочих. В таких случаях выдача водительского удостоверения запрещена.

Также важна острота зрения даже при имеющихся нарушениях рефракции: например, для прав категорий  А, М, А1 или В1 она должна быть не ниже 0,5 на ведущем глазу и не ниже 0,2 на худшем с использованием средств коррекции. Поле зрения должно быть не ниже 20 градусов, а спонтанный нистагм при отклонении зрачков не более 70 градусов от среднего положения.

Полный перечень ограничений на получение водительских прав можно найти в Постановлении Правительства РФ «О перечнях медицинских противопоказаний…к управлению транспортным средством», действующего с января 2015 года. В нем перечислены группы заболеваний в соответствии с Международной классификацией болезней.

Если же в выдаче водительского  удостоверения человеку с косоглазием было отказано по причине нарушения бинокулярности, недостаточного кругозора (ширины поля зрения), другим факторам, вызванным наличием гетеротропии, это еще не повод отчаиваться. Успешно проведенное хирургическое вмешательство помогает справиться с этим недугом, если глазные мышцы полностью не атрофированы. После окончания реабилитационного периода и проведения восстановительных упражнений для глаз можно вновь пройти проверку у офтальмолога.

Абсолютные противопоказания

Осмотр у окулиста пройти не удастся, если имеются следующие патологии глаз:

  • диплопия (нарушение, при котором человек видит предметы раздвоенными);
  • отслоение сетчатой оболочки;
  • нарушения функциональности зрительного нерва (неврит, гипоплазия и др.);
  • воспаления слезного мешка (возможно управление транспортным средством только после операции);
  • глаукома (на некоторых стадиях этой патологии водить транспорт можно);
  • аномалии строения слизистой оболочки и век, которые нарушают нормальную видимость;
  • катаракта.

Если с момента проведения хирургической операции на зрительном аппарате прошло меньше трех месяцев, то офтальмолог не даст разрешение на управление авто. Проходить медосмотр надо после истечения этого срока.

Штраф за езду без очков/линз

В законодательной базе РФ нет положения, предусматривающего штрафование за вождение без очков или линз. Но это нарушение означает то же самое, что и вождение транспорта без водительских прав. Водителю, преступившему закон, грозят штрафные санкции: от 5 тыс. до 15 тыс. руб. На этом расходы не закончатся: авто или мотоцикл может быть отправлен на штрафплощадку, за его хранение там придется внести круглую сумму.

В единственном случае можно избежать штрафа, если убедить сотрудника Госавтоинспекции, что очки были сняты буквально сразу после остановки транспортного средства и они находятся рядом с водителем. Со снятыми контактными линзами отделаться от наказания не удастся.

Автолюбитель сам должен понимать, что езда без коррекционной оптики очень опасна и может привести к непоправимым последствиям. 

Оцените статью
БС Юрист
Adblock detector