Камера на полосу: что это, какие нарушения фиксирует, размер штрафа

Классификация дорожных камер ГИБДД

Фиксация нарушений ПДД производится разным оборудованием. Для определения превышения скоростного режима используются радары. Они оснащены датчиком с объективом, по которому легко распознаются. Функционируют в 2 приема: на расстоянии в 1 км замеряют скорость радиолокатором, а после камера фотографирует нарушение.

Лазерные установки практически невозможно обнаружить антирадарами, устанавливаемыми водителями. Принцип действия заключается в отражении импульсов от движущегося автомобиля в разные промежутки времени, что позволяет выявить нарушение скорости.

Оборудование крепится на жесткой основе над проезжей частью. Размещается на трассе в специально выбранном месте. Такие разновидности камер осуществляют мониторинг в разных направлениях и одновременно на нескольких полосах. Представлены в следующих вариациях:

  1. «Стрелка» отслеживает не конкретное ТС, а поток автомобилей, передвигающихся на участке дороги, охваченном ее действием. Комплекс фотовидеофиксации нарушений ПДД излучает импульсы, распространяющиеся по трассе. Отраженные сигналы возвращаются в преобразовательный блок, где формируются сведения о скоростном режиме.
  2. «Кордон» — устанавливаемый сбоку от дороги датчик. В контрольной зоне измеряет скорость, делает 2 фотоизображения. Первое в общем плане выделяет область с нарушителем, второе крупным планом показывает конкретное ТС с водителем-правонарушителем.
  3. «АвтоУраган». Делает изображения исключительно в прямом направлении. По ряду фотографий, выполненных с диапазоном времени в 40 мс, позволяет установить скорость движущегося транспортного средства. Помимо этого, оборудование распознает, пристегнут ли ремень безопасности у водителя и пассажира на переднем сидении, фиксирует проезд на запрещающий свет светофора, по пешеходным дорожкам.
  4. «Рапира» устанавливается на высоте 9 м. Работает посредством импульсов. Определяет исключительно скорость движения автомобилиста на дороге. Действует в узкой зоне мониторинга.  Располагается в основном вдали от поста патрульной службы, давая время на подготовку общения с нарушителем.

Действуют и другие постоянные комплексы: «Скат», «Кречет». «Паркон-С», в отличие от остальных постоянных установок, наблюдающих за автомобилем в движении, контролирует правила остановки.

Передвижные дорожные камеры можно увидеть на штативах рядом с дорожным полотном. Их без усилий перемещают в другое место. К такой разновидности относятся:

  1. «Крис-П». Фиксируется на краю дороги на треножнике таким образом, чтобы происходил охват всей проезжей части. Действует на расстоянии 150 м, вместе с информацией о правонарушителе передает на центральный сервер фотоизображение нарушения. Можно управлять устройством с компьютера.
  2. «Арена». Осуществляет только мониторинг скоростного режима. Полноценно работает ночью. Способна выявить нарушителя в радиусе 8 метров.

Являются малогабаритными устройствами. Оборудование может использоваться вручную инспектором, а также можно увидеть машину с камерой на крыше или с установкой на кронштейне лобового стекла.

Мобильные комплексы фотовидеофиксации представлены следующей линейкой:

  1. «Амата» наибольшее распространение получила в Республике Татарстан. Имеет вид обычной видеокамеры, но оснащена двумя объективами. Один — лазерный измеритель, другой — камера фотофиксации. Снимки осуществляются сотрудником патрульной службы.
  2. «Бинар» можно держать в руках, как мобильный телефон, или прикрепить на служебный автомобиль. Способен замерять скорость, фиксировать выезд на встречную полосу, нарушения прав пешеходов. Обнаружение происходит за 300 метров, а снимок делается за 150 м.
  3. «Визир» считается устаревшим устройством, но все еще встречается. Гаишники его стали меньше использовать по причине фиксации только маленькой скорости превышения — до 150 км/ч. Применяется в основном для выявления выезда на встречку или проезда по пешеходному переходу с нарушениями.

Да, такая карта в 2020 году есть. Под эгидой предупреждения правонарушений вместо выявления ГИБДД выпустило и поддерживает актуальной официальную карту, где можно посмотреть в рамках региона и города, где находятся комплексы автофиксации.

Минусом такой карты ГАИ является то, что она показывает только стационарные камеры видеофиксации. Очевидно, переносные средства не будут актуализироваться ежедневно. Но и на других ресурсах вы таких не найдёте – здесь в помощь только радар-детекторы.

Посмотреть на официальном сайте ГИБДД карту дорожных камер в России.

Для просмотра расположения камер выберите ваш регион в выпадающем списке под картой и увеличивайте саму карту для поиска нужной вам автодороги.

Не так давно сотрудники ГИБДД пошли ее дальше – теперь в их арсенале есть и летающие камеры, размещенные на дронах и аэростатах. Впервые их использование опробовано еще в 2016 году, но на постоянном вооружении они не стоят и до сих пор в 2020 году.

Конечно, они не такие «умные» и самостоятельно определять наличие нарушения ПДД и передавать сведения об этом в единый центр не могут. Однако, вполне могут играть роль «удаленных глаз» инспектора и фиксировать правонарушения при помощи камеры. Главное, чтобы это была официальная камера ГИБДД, которая прошла метеорологическую проверку и была сертифицирована в соответствии с ГОСТ Р 57145.

А пока работа таких средств фиксации не автоматизирована, главное, чтобы летательные аппараты были надежны и не падали на крыши автомобилей и головы пешеходов!

Штраф за пересечение попутной сплошной при перестроении

Шансы получить штраф с камеры в последние годы резко выросли. Только на начало 2019 года на российских дорогах работало более 13 тысяч комплексов фото- и видеофиксации нарушений ПДД, это как стационарные, так и передвижные, и мобильные камеры. За один только год благодаря камерам вынесли 83,2 миллиона постановлений с штрафами, причем это почти 80% от всех штрафов за нарушение ПДД в России.

Фактически одна камера за год фиксирует в среднем 6200 нарушений ПДД, которые даже при минимальном штрафе в 500 рублей дает годовой доход в 3 миллиона рублей.

Поэтому камеры будут появляться на российских дорогах и дальше. Учитывая, что камеры обычно частные, бюджет часто не тратит на них ни копейки, получая взамен поступления от штрафов. Получают свою долю и частные компании-операторы.

Водители получают штрафы с камер с 2008 года, когда Кодекс об административных правонарушениях позволил выносить постановления на основании фото- и видеоматериалов с них.

Но камера сама не может отправить «письмо счастья» водителю, здесь задействована цела цепочка:

  1. камера фиксирует нарушение ПДД – езду со скоростью выше допустимой, проезд на красный свет и т.д. Камера записывает не только момент нарушения, но и видео или несколько фотографий с определенным интервалом;
  2. данные с камер передаются в Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения (или ЦАФАП). Центр создается в каждом регионе при ГИБДД;
  3. сотрудники ЦАФАП проверяют полученные данные – устанавливают, действительно ли было нарушение или камера ошиблась;
  4. если нарушение подтверждается, по этому факту выносится постановление (без присутствия самого нарушителя), после чего копия постановления отправляется почтой на адрес владельца автомобиля.

В Москве система работает чуть иначе, там за соблюдением правил парковки следит ЦОДД – Центр организации дорожного движения Правительства столицы, который имеет право штрафовать по этой статье.

Камера на полосу: что это, какие нарушения фиксирует, размер штрафа

Система достаточно эффективная (учитывая, сколько штрафов было вынесено за год), но проблемы остаются. Основная связана с работой ЦАФАП – там, похоже, вообще никто не проверяет материалы с камер.

1. Превышение максимально допустимой скорости на участке дороги. Какие-то камеры оборудованы радарами и сразу определяют скорость движения, а другие – замеряют время движения автомобиля между двумя пунктами, рассчитывая среднюю скорость. Это часто используется в тоннелях, где скоростной режим особенно важно соблюдать.

Сумма штрафа не зависит от способа фиксации нарушения:

  • превышение скорости на 20-40 км/ч – 500 рублей;
  • на 40-60 км/ч – 1000 рублей;
  • на 60-80 км/ч – 2500 рублей, повторно в течение года – 5000 рублей;
  • более чем на 80 км/ч – 5000 рублей, повторно – 5000 рублей.

Кстати, благодаря камерам при превышении скорости более чем на 60 км/ч можно лишиться прав – если система «Пит-Стоп» передаст соответствующие данные инспектору ДПС.

2. Езда по полосе, выделенной для общественного транспорта. Более всего актуально для Москвы, там одно время даже ставили такие камеры на сам общественный транспорт. В Москве и Санкт-Петербурге за такое нарушение светит штраф в 3000 рублей, в остальных регионах – 1500 рублей.

Предлагаем ознакомиться  Сколько платят декретные в 2020 году

3. Нарушение требований разметки – пересечение сплошной линии. Камеры ставятся обычно на съездах с оживленных многополосных дорог, чтобы водители не съезжали с них со второго-третьего ряда. Штраф за нарушение составляет 500 рублей.

Камера на полосу: что это, какие нарушения фиксирует, размер штрафа

4. Езда по обочине. Нарушение распространено в России из-за постоянных пробок, причем игнорирование правил часто приводит к авариям. Поэтому камеры могут распознавать и такое нарушение, штраф по нему равен 1500 рублей.

5. Въезд на перекресток, за которым образовался затор. Хоть такой запрет был в ПДД всегда, фиксировать нарушение через камеры начали сравнительно недавно и пока в Москве. Используется специальная разметка – «вафельница». Если автомобиль будет стоять на одном месте больше 5 секунд, владелец получит штраф в размере 1000 рублей.

Камеры для работы с «вафельницей» настроили только с 1 марта этого года и только на одном перекрестке в Москве, но уже за первый месяц работы они выявили 214 нарушений. Кстати, никто из водителей штраф не оспорил.

6. Непропуск пешехода на переходе. Камера следит за траекториями пешехода (если он ступил на проезжую часть) и автомобиля. Так как приоритет у пешеходов, при пересечении траекторий владелец автомобиля получит штраф в размере 2500 рублей.

7. Пересечение стоп-линии. Это касается перекрестков, где установлены светофоры или знаки 2.5 «Проезд без остановки запрещен» – то есть, где водитель обязан остановиться. Камера фиксирует нарушение, даже если автомобиль наехал на стоп-линию двумя колесами.

Если нарушение зафиксировано на регулируемом перекрестке (то есть, там есть светофор), то штраф составит 800 рублей, на нерегулируемом (только знак) – 500 рублей.

8. Проезд на красный сигнал светофора. Камеры умеют «видеть» как основные сигналы светофора, так и сигналы в дополнительных секциях. Важно, что камера посчитает запрещающим даже желтый сигнал. Для железнодорожных переездов со светофорами это тоже актуально. Сумма штрафа за первое нарушение – 1000 рублей, за повторное в течение года – 5000 рублей.

9. Нарушение правил остановки и стоянки. Камеры умеют фиксировать остановку в неположенном месте даже на 10 секунд (ПДД не устанавливают минимального времени остановки). Сумма штрафа в Москве и Санкт-Петербурге составляет 3000 рублей, в регионах – 2000 рублей.

Кстати, этот штраф достаточно часто обжалуют, так как камеры могут посчитать нарушением даже остановку перед переходом, чтобы пропустить пешеходов.

Все штрафы – независимо от того, вынесены они с помощью камер или инспекторами ДПС на дороге, должны быть оплачены в течение 60 дней с даты вынесения постановления, плюс еще 10 дней дается на обжалование. Это не всегда дата самого нарушения – данные с камер могут обработать спустя несколько дней (максимум – 15 дней).

Почти все штрафы с камер можно оплачивать со скидкой в 50%, если оплатить в первые 20 дней с даты вынесения постановления. Здесь есть одна проблема – заказное письмо может идти как 5 дней, так и все 20. И у владельца авто не останется времени на оплату со скидкой.

Но с 2019 года можно подать ходатайство в ГИБДД, и льготный срок будет восстановлен (только если постановление пришло позднее, чем через 20 дней от даты вынесения постановления).

Камера на полосу: что это, какие нарушения фиксирует, размер штрафа

Штраф лучше оплатить в установленный срок, если этого не сделать, будет начислен штраф в двукратном размере штрафа. Административный арест за неуплату штрафа с камеры не назначается.

В ГИБДД считают, что подавляющее большинство постановлений, выносимых по данным камер фото- и видеофиксации нарушений ПДД, выносятся корректно. Называют процент ошибочных постановлений примерно в 0,25% от общего числа.

Верить этой цифре или нет – дело каждого, но можно легко найти информацию о множестве совершенно абсурдных штрафов с камер:

  • владелец автомобиля ВАЗ-21011 получил квитанцию на штраф за превышение скорости – он якобы ехал со скоростью 211 км/ч (максимум для этой модели – 145 км/ч);
  • водитель ехал с включенным круиз-контролем, настроенным на 90 км/ч, камера посчитала, что он ехал быстрее 100 км/ч;
  • пассажирская «Газель» ехала со скоростью 233 км/ч;
  • фургон на базе «Нивы» ехал со скоростью 206 км/ч;
  • штраф пришел владельцу автомобиля, который ехал «верхом» на эвакуаторе;
  • водителя остановил инспектор ГИБДД на обочине, за что впоследствии пришел штраф за остановку в неположенном месте;
  • водитель в Москве стоял в пробке и получил штраф за остановку в неположенном месте.

Во всех таких известных резонансных случаях в ГИБДД отменяли штрафы и обещали разобраться в причине их возникновения.

Но, возможно, куда большее количество водителей оплачивают штрафы не глядя на обстоятельства их вынесения. Многие вообще воспринимают штрафы как своего рода плату за возможность проехать чуть быстрее по дороге. Среди тех, кто не обжаловал штраф, возможно, достаточно много ошибочных постановлений, поэтому процент ошибок в реальности больше.

Дорожная разметка служит разграничению потоков транспорта, применяется как самостоятельно, так и в совокупности с дорожными знаками. Название и графическое отображение видов и назначения разметки прописаны в приложении 1 к ПДД России.

Нарушение требований разметки является административным правонарушением и наказывается в соответствии со ст. 12.16 КоАП РФ.

Штраф за пересечение сплошной линии в попутном направлении вправе выписать инспектор ГИБДД. Оба варианта предусматривают льготную оплату.

Бытует неправильное мнение, что пересечение сплошной разметки является нарушением лишь в случае выезда на встречку или обочину. Водители ошибочно полагают, что могут маневрировать по полосам попутного направления, невзирая на разметку 1.1. ПДД четко регламентирует запрет пересечения линии 1.1 в любом направлении, потому что ее наносят перед участками с повышенной опасностью, такими как:

  • близость перекрестка;
  • выезд на мост;
  • приближение к тоннелю.

Нарушение разметки при перестроении влечет за собой штраф в размере 500 рублей.

Какие бывают камеры и что из нарушений они фиксируют

Чаще всего штрафы ГИБДД с камер приходят при фиксации нарушений на стационарных камерах. Такие устанавливаются на столбах и иных опорных конструкциях у обочин транспортных артерий и круглосуточно мониторят дороги.

Различные комплексы обладают различными техническими характеристиками, «дальнозоркостью», предельной скоростью фиксации и перечнем видов нарушений, которые они готовы отследить.

Кроме них, используются переносные системы видеофиксации, которые «читают» только превышение скорости. Наряду с ними могут использоваться и мобильные камеры ГИБДД – в 2020 году их устанавливают на патрульные автомобили и общественный транспорт. Они видят не только нарушение скоростного режима, но и несоблюдение правил парковки, проезда тяжелой техники и ряд других нарушений ПДД.

А в некоторых регионах полиция начала привлекать даже дроны и аэростаты, но это скорее эксперимент, нежели правило. Рассмотрим основные системы видеофиксации подробнее.

В России применяется несколько видов камер слежения за автомобилистами. Объединяет их одно – они могут не только зафиксировать нарушение, на которое настроены, но также сохранить сопутствующие данные – госномер автомобиля, время, дату и местонахождение самого комплекса.

Камера на полосу: что это, какие нарушения фиксирует, размер штрафа

По своей форме камеры могут быть стационарные – их устанавливают на столбах или специальных конструкциях над полосами движения, или мобильные – «треноги», которые можно оперативно перебрасывать с места на место.

Но моделей камер гораздо больше:

  • «Стрелка» – это самый распространенный комплекс, он фиксирует нарушения скоростного режима, пересечение сплошной линии разметки, проезд на запрещающий сигнал светофора. Нарушителя камера выявляет за километр, границы скорости – от 5 до 180 км/ч. Камера на полосу: что это, какие нарушения фиксирует, размер штрафа

    Стоит комплекс с установкой до 2 миллионов рублей, что и сделало его самым популярным на российских дорогах (и даже в военной авиации).

  • «Крис» – кроме скорости контролирует выезд на выделенную полосу для автобусов и езду по встречной полосе. Ниже погрешность, чем у «Стрелки», а лимиты скорости – до 250 км/ч. Комплекс умеет самостоятельно искать номера нарушителя в базе. Минус – его нужно ставить над каждой полосой движения; Камера на полосу: что это, какие нарушения фиксирует, размер штрафа
  • «Автоураган» – выявляет максимум видов нарушений ПДД. Это нее только скорость и проезд на красный сигнал светофора, но даже езда по обочине (исконно русская проблема), непропуск пешехода, не включенный ближний свет и даже езда в непристегнутом виде. Минусы – нужны на не только на каждую полосу, но и по одному на каждое направление («смотреть» назад комплекс не умеет); Камера на полосу: что это, какие нарушения фиксирует, размер штрафа
  • «Арена» – может контролировать сразу до 3 полос движения, работает на контроль скорости и может вести съемку даже ночью; Камера на полосу: что это, какие нарушения фиксирует, размер штрафа
  • «Визир» – работает одновременно как цветная видеокамера и радар. Записанные видеоматериалы затем расшифровывают в ГИБДД; Камера на полосу: что это, какие нарушения фиксирует, размер штрафа
  • парконы – мобильные камеры, которые располагаются в патрульных автомобилях ДПС и призваны бороться с нарушениями правил парковки. Камера на полосу: что это, какие нарушения фиксирует, размер штрафа

Это далеко не все виды комплексов фото- и видеофиксации нарушений ПДД на российских дорогах. Постоянно ведется разработка новых моделей, ведь это в конечном счете оказывается выгодно всем сторонам (кроме водителей).

Например, недавно в Москве запустили принципиально новую систему, которая отслеживает движение автомобилей, на которые не оформлен полис ОСАГО.

Предлагаем ознакомиться  Как развестись с женой с ребенком

Система достаточно сложная: сначала камера снимает все проезжающие автомобили, система исключает повторные проезды (чтобы не проверять несколько миллионов номеров по базе каждый день), затем данные передаются в ГИБДД, где их проверяют по базе Российского союза автостраховщиков.

Это стало возможным благодаря тотальной «интернетизации» всей системы ОСАГО – данные по диагностическим картам и оформленным полисам всегда хранятся в базе РСА.

Система учитывает, что водитель имеет право в течение 10 дней не оформлять полис ОСАГО, и присылает «письмо счастья» только если автомобиль был замечен через этот период времени.

Пока новая система столкнулась со множеством технических сложностей. Фактически вся работа проводится вручную, так как процент ошибок при обработке информации быль большой.

Когда система заработает полноценно, любителям езды без страховки будет сложно – за отсутствие полиса ОСАГО штраф составляет 800 рублей, а в скором времени будут штрафовать за отсутствие диагностической карты на 2000 рублей.

Дальше в Москве, а может быть и в других городах, будет введена еще система слежения за экологическим классом автомобилей. В отдельные районы будет разрешен въезд ТС с экологическим классом не ниже определенного значения. Если туда въедет менее «чистый» автомобиль, его владелец получит штраф автоматически.

Роль разметки 1.1, где ее можно встретить

Разметка 1.1 представляет собой одинарную сплошную линию белого цвета и наносится для разделения встречных и попутных потоков транспорта. Разметка 1.1 применяется:

  • для разделения встречных потоков транспорта;
  • обозначения границ полосы в местах с повышенной опасностью;
  • обозначения границы проезжей части с запретом выезда за нее;
  • разделения парковочных мест.

В июне текущего года глава государства Владимир Путин выдвинул требование не прятать комплексы фиксации нарушений ПДД и устанавливать их специально для снижения аварийных ситуаций на дороге. В связи с этим ряд ведомств начал менять правила действия и установки постоянных и мобильных приборов.

Передвижные камеры обозначаются дорожным знаком видеофиксации 8.23. Первыми откликнулись московские власти и стали оборудовать штативные установки табличками фотовидеофиксации. В Подмосковье с конца июня появилось около 500 таких информационных щитов.

Знаки предупреждают водителя ТС об установке на автомагистрали приборов, способных документально зафиксировать передвижение машины, возможные нарушения правил дорожного движения. Помимо знаков, на таких участках пути применяется разметка 1.24.4.

Новые камеры 2020 года

Давайте начнём с новейших и просто новых комплексов видеофиксации, которые установили на дорогах России не так давно. Ниже мы покажем, как найти их на карте.

Колибри

Это один из новейших комплексов видеофиксации, который активно устанавливается в 2020 году на дорогах России. На карте вы сможете найти их пока преимущественно в Москве и Казани, но также они распространяются и в других городах.

Главное преимущество комплекса в его размерах, благодаря чему их можно устанавливать легко и в различных местах. Водители их часто не замечают и потому не сбрасывают скорость.

Автодория

Это аппаратно-программный комплекс, измеряющий скорость движения автомобилей не при помощи радаров, а путем математических вычислений времени, за которое зафиксированный автомобиль преодолевает расстояние между несколькими регистраторами.

Система обеспечивает зональный контроль скорости на участках дороги протяженностью от 250 метров до 10 км, а потому для водителя не имеет значения, на каком расстоянии он находится от регистратора.

Именно поэтому нет никакого смысла сбрасывать скорость, проезжая Автодорию – она высчитывает среднюю скорость на участке между двумя камерами.

Автодория, помимо скорости, контролирует:

  • пересечение разделительных полос,
  • выявляет нарушения правил стоянки и остановки,
  • фиксирует езду по обочине либо полосе для общественного транспорта и иные нарушения.

Кроме того, эти камеры ГИБДД в режиме онлайн передают актуальную информацию о текущей загруженности дорог. В 2020 году ы можете найти их на картах Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Волгограда, Краснодара и ряда других – преимущественно на трассах вблизи крупных городов.

О том, как фиксирует нарушения Автодория, вы можете посмотреть в официальном видеоролике производителя.

Кто отвечает за работу камер

Камера на полосу: что это, какие нарушения фиксирует, размер штрафа

Если водитель не заметил знака фотофиксации, штатные автомобильные навигаторы и приложения для смартфонов предупреждают об установленном на дороге контрольном комплексе. Помимо уведомлений о камерах, фиксирующих скорость, в навигаторе можно услышать фразу: «Впереди камера на полосу». Это предупреждение:

  • превышение скоростного режима, установленного для данного участка проезжей части;
  • выезд на полосу для общественного транспорта;
  • пересечение сплошной линии разметки в попутном направлении;
  • пересечение сплошной разметочной линии и выезд на встречную полосу;
  • выезд на обочину;
  • наезд на вафельную разметку и создание затора;
  • наезд на стоп-линию;
  • проезд на красный светофорный сигнал;
  • наезд на разметку пешеходного перехода;
  • стоянка и остановка в запрещенном месте.

Постоянное совершенствование функционала камер и обновление их программного обеспечения позволяет отследить использование телефона и пренебрежение ремнем безопасности. С учетом большого количества отслеживаемых нарушений ПДД навигатор уведомляет о том, что камера установлена на полосу, предупреждая водителя о соблюдении ПДД.

По принципу работы камеры делятся на лазерные, радарные и видеофиксирующие. Стационарные приборы установлены на опорах и специальных конструкциях, тогда как мобильные могут находиться в автомобилях инспекторов. Для считывания госномера в условиях ограниченной видимости фиксирующие комплексы снабжены инфракрасными прожекторами.

Наиболее распространены устройства:

  1. «Стрелка СТ» старого и нового образца. Представляют собой металлические боксы, в которых расположены ИК-прожектор и допплеровский радар.
  2. «Стрелка плюс» является модификацией предыдущей модели. Имеет продолговатый корпус, вокруг которого находятся ИК-прожекторы. Комплекс фиксирует перестроение через сплошную, формируя штраф через сервер.
  3. «Автоураган» устанавливается на каждую полосу. Вычисляет скорость по видеозаписи, не определяется антирадаром.
  4. «Автодория». Это парный комплекс. Камеры установлены на расстоянии 0,5–10 км, фиксируют время проезда под первой и второй частями комплекса, после чего вычисляется средняя скорость.

Когда в 2008-2009 годах в России появились первые камеры, их закупало и устанавливало государство за счет бюджета. К середине 2010-х годов стало понятно, что система фото- и видеофиксации нарушений ПДД – настоящая золотая жила, и чем больше камер, тем больше денег можно заработать на дорогах.

По сути, водители оплачивали штрафы, как правило, без всяких претензий – и воспринимали их как своего рода плату за проезд по дороге. Государственным деятелям такая система явно понравилась, и ее было решено расширять.

Камера на полосу: что это, какие нарушения фиксирует, размер штрафа

Проблема была одна – на покупку камер и их обслуживания нужно было много денег. Решение нашли, им стала модель государственно-частного партнерства в виде концессии.

Предлагаем ознакомиться  Развод дети прописаны у мужа

Схема была такая: частные компании устанавливают и обслуживают комплексы автоматической фиксации нарушений ПДД, а деньги за это получают как часть от штрафов, которые выносятся благодаря камерам. Сама по себе модель достаточно прогрессивна и используется во многих странах, и не только в дорожных камерах: так работают и платные дороги.

Когда система начала полноценно работать, в ней нашли некоторые изъяны. Так как компании-операторы получают определенную сумму от каждого штрафа, они стали согласовывать камеры не в местах с высокой аварийностью, а там, где водители чаще всего нарушают.

Так как административное правонарушение могут оформить только сотрудники ГИБДД, во всех 85 регионах России создали специальные Центры автоматической фиксации административных правонарушений (ЦАФАП), которые получают данные от операторов камер, проверяют их и выписывают на их основе «письма счастья» водителям.

В реальности ГИБДД просто выписывает штраф по всем материалам с камер – практически без проверки. Так как большинство водителей оплачивают штрафы без лишних проверок, многие платят за то, что можно было бы оспорить.

Технических проблем масса, они превращаются в курьезные штрафы вроде «Газели» на скорости в 233 км/ч, штрафов на автомобиль на эвакуаторе и штрафов на тень автомобиля.

С экономикой у частных компаний все в порядке. При средней стоимости комплекса от 2 до 5 миллионов рублей, они окупаются за несколько месяцев. Компания-оператор получает от штрафов определенный процент или фиксированную сумму.

Где стоят камеры ГИБДД на примере карты Москвы

Например, в Московской области со штрафа компания получает 233 рубля, с Тамбовской – 243 рубля. Кстати, если водитель оплатит штраф за превышение скорости в течение 20 дней, это будет всего 250 рублей. То есть, бюджет практически ничего не заработает.

Поэтому работа всей системы слежения за соблюдением ПДД вызывает массу критики со стороны сообщества автомобилистов. С одной стороны, компании часто устанавливают камеры с нарушениями, а с другой – бюджету от штрафов практически ничего не остается.

Однако пока такая модель считается общепризнанной в мире практикой, а также дает снижение аварийности на дорогах, ситуация вряд ли серьезно изменится.

Проверенные временем комплексы

Стрелка-CT

Пожалуй, самая распространенная камера видеофиксации ГИБДД на российских дорогах – это «Стрелка СТ». Она умеет следующее:

  • видит нарушителей скоростного режима,
  • контролирует движение по встречной полосе,
  • обочине,
  • выделенной полосе для общественного транспорта,
  • пересечение стоп-линии,
  • движение грузовых автомобилей в запрещенных местах и другие нарушения.

«Дальность зрения» камеры превышает 500 м. На этом расстоянии она «ловит» нарушителя в потоке машин, «ведёт» его, пока тот не приблизится на расстояние в 50 м, после чего фиксирует нарушителя и его госномер при помощи фотокамеры. Минус этой системы – она не реагирует на объекты, движущиеся со скоростью более 180 км/ч.

АвтоУраган-ВСМ2

Это не просто камера – это целая система, объединяющая несколько комплексов фото- видеофиксации, имеющая общую синхронизацию времени по сигналу с ГЛОНАСС/GPS. Эти камеры ГИБДД могут фиксировать 17 видов нарушений ПДД, в числе которых:

  • превышение скорости,
  • проезд на красный,
  • выезд за стоп-линию,
  • движение под запрещающий знак,
  • езда по трамвайным путям,
  • тротуарам и велодорожкам.

Камеры видят до 4 дорожных полос, фиксируют объекты на скорости до 255 км/ч и обеспечивают точность с погрешностью не больше 2 км/ч.

Одиссей

Автономный стационарный комплекс, состоящий из нескольких камер. В его арсенале 12 видов нарушений, которые он может запечатлеть, в том числе:

  • превышение скорости,
  • проезд на запрещающий сигнал,
  • выезд на встречную полосу,
  • поворот налево либо разворот в нарушение разметки,
  • движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением и так далее.

Камера создана ООО «ТЦОБДД» и реагирует на объекты, движущиеся со скоростью до 250 км/ч. Предполагаемая погрешность – ±1 км/ч, диапазон действия засекречен производителем. Кроме фиксации ПДД, комплекс проверяет госномера на их наличие в базах, например, в розыске.

Серия камер, выпускаемых ООО «Ольвия». Каждая из них обладает исключительными специфическими особенностями. Например, КРЕЧЕТ-СМ обеспечивает сплошной контроль с фотофиксацией всех транспортных средств, СКАТ может использоваться как стационарный, так и передвижной фиксирующий комплекс, СКАТ-РИФ работает по такому же принципу, что и Автодория, обеспечивая математический расчет скорости движения.

А СКАТ-ПП – это камера ГИБДД, заточенная, чтобы «ловить» нарушения ПДД в зоне пешеходного перехода.

Кречет видит нарушителей в диапазоне 10-100 м, СКАТ в диапазоне 5-50 м, а для СКАТ-РИФ такой диапазон вообще значения не имеет. Любая из систем распознает нарушителей, если они двигаются в пределах 250 км/ч.

Ещё кое-что полезное для Вас:

Паркон-С

Этот комплекс рассчитан, в первую очередь для выявления нарушителей правил остановки и парковки. Паркон-С включает в себя несколько поворотных уличных камер, управляемых из единого центра. Сегодня эти средства вы можете найти на картах большинства городов России.

Система фиксирует автомобили, припаркованные на заданном участке, и направляет информацию о них в единый центр: два фото с датой и временем, госномер, местоположение и иные сведения. Видит нарушителей как на своей, так и на противоположной стороне дороги.

VOCORD Traffic

Система VOCORD Traffic способна зафиксировать 15 видов нарушений, в том числе:

  • нарушение скоростного режима;
  • нарушения правил пересечения перекрестка;
  • пересечение сплошных линий;
  • нарушение правил стоянки и остановки;
  • нарушение в зоне пешеходных переходов и т.д.

Комплекс может включать в себя различные комплектующие и измерять скорость движения как при помощи детекторов (до 300 к/ч), так и при помощи оптики (до 250 км/ч). Разработчики уверяют, что система не распознается антирадарами, обеспечивает 97% достоверности распознания госномеров и пропуск менее чем 2% от общего трафика.

Передвижные и мобильные камеры

Кроме стационарных, в ГИБДД используют камеры в передвижных и мобильных комплексах. Их использование не получило столь массовой распространенности, так как ключевое условие их использования – контроль со стороны сотрудников. И дело даже не в обеспечении их работоспособности, а в том, что такие камеры могут попросту украсть с обочины. В числе таких систем чаще всего встречаются:

  • КРИС-П – передвижной фоторадарный комплекс, «ловит» в основном превышение скорости с возможностью передачи результатов по радиоканалу данных и кадров на удаленный мобильный пост;
  • АРЕНА – передвижная система автофотофиксации нарушений ПДД, обнаруживающая нарушителей на контролируемом участке до­роги, измеряющая скорость их движения, фотографирующая нарушителя и передающая результаты на удаленный компьютер по радиоканалу;
  • АМАТА – лазерный радар, имеющий широкий диапазон измерений скорости от 1,5 до 280 км/ч. Минимальное расстояние для измерений – 15 м. Управляется сотрудниками ГИБДД при помощи пульта, обеспечивает прицельную выборку из транспортного потока.

Вопросы читателей

Ответ: Гражданин вправе подать жалобу на действия или бездействие должностных лиц. Вы можете оспорить этот штраф. Но наличие или отсутствие знака фотофиксации не отменяет самого факта нарушения вами ПДД. Если камера прошла сертификацию, ее запись будет признана правомерной. Согласно ПДД знак 8.23 применяется совместно с другими дорожными символами, однако в Правилах нет указаний об обязательности установки знака 8.23.

Ответ: Согласно ч. 3 ст. 12.16 КоАП РФ за допущенное вами нарушение предусмотрен штраф 5 тыс. рублей или лишение прав управления ТС от 4 до 6 месяцев. С учетом того что ваше нарушение могло быть зафиксировано камерой, в отношении вас может применяться только штраф. Лишение водительского удостоверения предусмотрено тогда, когда нарушение зафиксировано инспектором.

Ответ: По распоряжению Президента РФ обозначать оборудование следует как постоянное, так и передвижное.

Ответ: Являются малогабаритными устройствами, очень удобными в использовании. Располагаются на машине ДПС или используются сотрудником непосредственно на шоссе.

Ответ: В городах Москве и Казани стали функционировать новейшие приборы: «Колибри», «Автодория».

Полезные ссылки

  1. Как обжаловать штраф с камеры за скорость? Бланк жалобы, порядок, сроки
  2. Могут ли ГИБДД лишить прав по камере?
  3. Через сколько приходят штрафы ГИБДД с камер?
  4. Камеры ГИБДД на Ларгусах — насколько законны и на какие нарушения ловят?
Оцените статью
БС Юрист
Adblock detector