Муниципальная служба это государственная служба или нет

Структура местных органов

Местное самоуправление осуществляется в пределах следующих МО:

  • городское поселение – город или поселок, где управление осуществляется непосредственно населением либо через выборные органы;
  • сельское поселение – территория одного или нескольких сельских населенных пунктов, где управление осуществляется непосредственно населением либо через выборные органы;
  • муниципальный район – несколько поселений и межселенных территорий, объединенных территориально, где управление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческой направленности непосредственно населением либо через выборные органы, которые наделены правом осуществления отдельных гос. полномочий федеральными законами и законами субъектов РФ;
  • городской округ – поселение городского типа, не находящееся в составе муниципального района, органы местного самоуправления решают вопросы местного значения и отдельные гос. полномочия, определенные законом;
  • городской округ с внутригородским делением – городской округ, где образованы внутригородские районы как муниципальные образования;
  • внутригородской район – МО городского типа, находящееся на части территориального городского округа с внутригородским делением, где управление осуществляется непосредственно населением либо через выборные органы. Внутригородские районы образуются в соответствии с законами субъекта РФ и уставом городского округа;
  • внутригородская территория города федерального значения – часть города, где управленческая деятельность осуществляется непосредственно населением либо через выборные органы.

Муниципальная служба может быть создана в пределах МО и созданных в нем органов. Служащие муниципалитетов осуществляют функции местного самоуправления и практически воплощают задачи, поставленные перед местными органами. Деятельность муниципального служащего связана с обеспечением полномочий местных органов, призванных от имени населения решать проблемы, имеющие локальный характер. Служащим муниципалитетов не свойственны бюрократические проявления в отличие от гос. служащих, потому что население контролирует их деятельность.

Определение 2

Органы на местах – часть профессионального публично-властного аппарата страны, обладающая самостоятельностью.

В местные органы входят:

  • представительный орган МО;
  • глава МО;
  • администрация;
  • контрольно-счетный орган МО;

Представительный орган МО избирается населением, состоит из депутатов, которые представляют интересы своих избирателей и от их имени принимают решения общеобязательного характера, действующие на территории МО.

Глава МО является высшим должностным лицом, наделен полномочиями исполнительно-распорядительного плана и решает проблемы локального характера.

Предлагаем ознакомиться  Документы для замены инн после замужества

Администрация является исполнительно-распорядительным органом МО. Устав МО наделяет ее полномочиями по решению местных вопросов и отдельными гос. полномочиями, предусмотренными законодательством.

В целях обеспечения внешнего финансового контроля на территории МО образуется контрольно-счетный орган МО.

Определение 3

Служба в органах местного самоуправления называется муниципальной службой.

В Законе о муниципальной службе изложены положения о поступлении на службу граждан РФ, граждан иностранных государств на основании международных договоров, положения о прохождении муниципальной службы и ее прекращении, положения об определении статуса муниципального служащего.

Закон конкретизируется законодательством субъектов РФ и уставными документами МО.

Определение 4

Муниципальная служба – профессиональная деятельность граждан, осуществляемая на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора.

Задачи и функции муниципальной службы

Муниципальная служба должна обеспечивать права и свободы человека в рамках МО, реализовывать положения основного документа страны, федеральных законов, законодательства субъектов РФ, уставных документов МО, НПА органов местного самоуправления. В обязанности муниципальной службы входит создание оптимальных условий жизни населения МО в соответствии с интересами, обычаями и традициями.

Замечание 1

Основная задача муниципальной службы – обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения через органы местного самоуправления и непосредственно.

Можно перечислить несколько основных функций службы.

Планирование. Служба разрабатывает программы долгосрочного характера, составляет планы деятельности на короткие и длительные периоды по решению задач местного самоуправления. При помощи планирования служба формулирует условия, необходимые для решения вопросов, устанавливает последовательность обеспечения этих условий, определяет порядок конкретной деятельности по решению того или иного вопроса, указывает на то, какими должны быть результаты деятельности.

Регулирование. Служба упорядочивает общественные отношения в области управления на местах, устанавливает связи между субъектами.

Распорядительство. Муниципальная служба дает конкретные указания исполнителям.

Координация. Служба устанавливает взаимоотношения между органами местного самоуправления и гражданами, организациями, местными органами других МО, органами гос. власти субъектов РФ, федеральными органами гос. власти. Также связь устанавливается между структурными подразделениями и муниципальными служащими.

Контроль. Служба устанавливает насколько соответствует состояние дел требуемому стандарту, изучает и оценивает результаты муниципальной деятельности, устанавливает что намечено и что сделано в системе управления МО. Муниципальная служба проверяет насколько качественно, полно и своевременно выполнены задачи субъектами правовых отношений.

Учет и информационное обеспечение. Служба проводит сбор сведений о результативности деятельности органов на местах, о движении финансовых средств, об объектах муниципальной собственности.

Основные принципы определены Законом. Их можно выделить в две группы: принципы функционирования, организации.

Предлагаем ознакомиться  Как выйти раньше времени из отпуска по уходу за ребенком: условия и алгоритм выхода из декретного отпуска

К первой группе можно отнести:

  • Принцип приоритета прав и свобод человека. Конституция РФ, а именно ст. 2 устанавливает, что человек с его правами и свободами – высшая ценность. Соблюдение прав, их защита – обязанность государства. Личность является не объектом бесконтрольной государственной деятельности, а равноправным субъектом, реализующим свои конституционные права. В РФ все имеют право на защиту человеческого достоинства. Государство должно создавать условия для реализации всех прав личности.
  • Принцип профессионализма и компетентности. Служащие муниципалитетов должны владеть специальными знаниями и практическими навыками, которые приобретаются в ходе общей и специальной подготовки и опыта работы.
Определение 5

Профессионализм – это глубокое знание предмета и владение практическими навыками в области деятельности, носящей общественно-полезный характер.

  • Принцип ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей. Ответственностью называется мера воздействия и мера принуждения, основанная на юридическом и общественном осуждении. Ответственность может быть дисциплинарной, административной. Лицо привлекается к ответственности только при наличии правонарушения.
  • Принцип правовой и социальной защищенности. Этот принцип можно отнести и к принципам функционирования, и к принципам организации. Муниципальный служащий защищен с правовой точки зрения, он не может быть привлечен к ответственности без судебного разбирательства или уволен. Чтобы перевести муниципального служащего на другую должность следует в обязательном порядке получить его согласие. Муниципальный служащий имеет право отказаться выполнять незаконные приказы и указания вышестоящих руководителей. Местные органы обязаны создавать условия для работы муниципального служащего, чтобы тот мог беспрепятственно исполнять свои служебные обязанности.
  • Принцип стабильности. Речь идет о способности муниципальной службы решать поставленные задачи, выполнять обязанности одной и той же структурой, штатной численностью муниципального образования.
  • Принцип доступности информации о деятельности. Население МО должно иметь представление о работе муниципалитетов. Данная информация помогает выбрать при обращении того служащего, который выполняет нужную функцию. На сайтах местной администрации размещаются планы работы и должностные инструкции служащих.
  • Принцип взаимодействия с общественными объединениями и гражданами. По данному принципу реализуются положения ст. 3 Конституции РФ. В ней говорится о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ.
  • Для решения локальных проблем могут быть созданы советы жителей. Как правило, данное право детализируется в уставах МО. Устав также определяет в какой форме, в каком порядке, население может участвовать в решении вопросов на местах.
  • Ко второй группе относятся следующие принципы:
  • Принцип равного доступа граждан и равных условий прохождения муниципальной службы. Данный принцип закреплен в нормах законодательства о муниципальной службе. Граждане РФ имеют равный доступ к муниципальной службе, расовые, национальные, языковые, религиозные и др. признаки не влияют на право доступа.
  • Принцип единства основных требований к службе, учета местных традиций и обычаев. Муниципальная служба должна быть организована по единым требованиям, которые нашли отражение в Законе, независимо от МО и субъекта РФ. Квалификационные требования определяют основные обязанности и права муниципальных служащих. Здесь же определены условия привлечения к ответственности и порядок поощрения муниципальных служащих.
  • Принцип внепартийности муниципальной службы. В специальной литературе толкования этого принципа различны. Политологи дают следующее определение политической партии.
Предлагаем ознакомиться  Стоянка после пешеходного перехода
Определение 6

Политическая партия – наиболее активная и организованная часть класса или социального слоя, выражающая их интересы и осуществляющая руководство их политической деятельностью.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Принципы муниципальной службы изложены не только в Законе, в законодательстве субъектов РФ также нашли отражение правовые принципы. При анализе законодательства субъектов можно выделить следующие принципы:

  • Принцип верховенства Конституции РФ, федеральных законов и законов субъектов РФ над иными НПА, должностными инструкциями.
  • Конституция – документ высшей юридической силы, прямого действия, применяющийся на всей территории РФ. Законы и другие НПА не должны противоречить Конституции.
  • Принцип самостоятельности органов на местах в пределах своих полномочий. Если рассматривать этот принцип с точки зрения функционирования, то он определен в ст. 12 Конституции, где сказано, что местное самоуправление в пределах своей компетенции самостоятельно. Муниципальная служба не входит в систему государственной службы, является независимой в отношении федеральных гос. органов и гос. органов субъектов.
  • Принцип обязательности для муниципального служащего правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления, принятых в пределах их полномочий.
  • Принцип гласности. В качестве примера можно привести Закон о муниципальной службе Челябинской области, где говорится, что гражданам гарантировано право на обращение к муниципальным служащим, а также на получение достоверных сведений о деятельности муниципалитетов в пределах, установленных законом.
Вывод 1

Муниципальной службой в Российской Федерации является деятельность граждан, осуществляемая на постоянной основе, профессионально на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора, направленная на решение вопросов местного значения населением через органы местного самоуправления.

Оцените статью
БС Юрист
Adblock detector