Огнетушитель порошковый в авто

Какой огнетушитель лучше для автомобиля: порошковый, углекислотный или аэрозольный

Внутри ОП находится специальный химический порошок, который вытесняется с баллона за счет высокого давления и перекрывает доступ кислорода к огню. Порошковый огнетушитель является самым распространенным и универсальным.

Цена такого огнетушителя невысокая, поэтому он занимает 80% рынка продаж. Емкость баллонов бывает от 1–100 литров. Такие огнетушители могут храниться при транспортировке сохраняя, вертикальное или горизонтальное положение. Срок годности 10 лет.

При всех своих достоинствах порошковый огнетушитель имеет свои значимые недостатки:

  • при использовании образовывается большая задымленность и уменьшается видимость возгорания;
  • в закрытых помещениях нужно обязательно применять средства личной защиты;
  • при длительном хранении, порошок внутри баллона, берется комками;
  • не имеет охлаждающего эффекта во время использования;
  • после использования ОП много загрязненных деталей машины, которые придется очищать от порошка;
  • повторное воспламенение от раскаленных предметов.

Общие требования для противопожарного автомобильного оборудования:

  1. сертификация по испытаниям на вибрации, тряску по ГОСТу Р51057;
  2. сохранение работоспособности при от -30 до 50 °С;
  3. рекомендовано изготовителем для транспортных средств;
  4. машины на сжиженном газе оснащается оборудованием для класса возгорания С;
  5. передвижные спецсредства по типу лабораторий в виде фургона на шасси автомобиля комплектуются средствами под возможный вид пожара.

Углекислотные ОУ

Углекислотные средства пожаротушения эффективнее порошковых.

Плюсы ОУ:

  1. классы огня B, C, E. Меньше, чем у ОП, но результативнее против возгорания газов, топлива;
  2. ОТВ проникает внутрь оборудования;
  3. нулевой уровень загрязнения и коррозии: ОТВ похоже на снег, туман или иней, испаряющийся, не оставляющий следов;
  4. не создается пылевое облако, видимость места пожара приемлемая;
  5. применяются для электрооборудования с напряжением до 10 000 В.

ОТВ углекислотных огнетушителей при выходе из сопла имеет температуру от -70 до -90 °С и охлаждает очаг огня, но это и минус: возможен холодный ожог, повреждение материалов от перепада температур.

Недостатки ОУ:

  1. слабо или вообще не тушат:
    • твердые материалы (класс A): бумагу, дерево;
    • металлы обычные, щелочные и щелечноземельные (Al, Mg, NA, Ti);

  2. габариты;
  3. более высокая стоимость;
  4. давление около 15 Мпа – больше рисков разрыва;
  5. отдача – баллон может вырвать с рук;
  6. опасность для окружающих: возможно отравление с угнетением функций дыхания, холодный ожог.

Принцип работы ОУ основан на вытеснении углекислым газом кислорода из очага тушения, «иней» создает пленку с огнепреграждающими свойствами, инертный газ способствует самозатуханию. Подробнее об ОУ

Порошковые ОП

Огнетушители порошковые и углекислотные

ОП более универсальное и комплексное устройство для борьбы с возгоранием. Кроме ручных (переносных), распространены автоматические огнетушители с порошковым ОТВ.

ОП все классы возгораний, кроме F, но нужно подбирать тип порошка. Для автотранспорта нормы пожарной безопасности рекомендуют использовать ОТВ с многоцелевым назначением (АВСЕ).

Плюсы ОП:

  1. тушит больше классов пожара;
  2. безвредный;
  3. длинная струя (до 6 м);
  4. работает при -50 °С;
  5. недорогой;
  6. диэлектричность;
  7. компактность;
  8. неприхотливость: хранится в любом положении;
  9. меньше опасность разрыва, поскольку давление внутри сравнительно небольшое – до 1,6 Мпа.
  1. не охлаждает;
  2. не проникает;
  3. ухудшает видимость, создавая пылевое облако;
  4. огонь может снова вспыхнуть – требуется проверка очага;
  5. порошок склонен к комкованию, слеживанию, забиванию сопла;
  6. налипшую смесь трудно отмыть.

ОТВ порошкового огнетушителя загрязняет поверхность, выводит из строя оплетку, мотор, движущиеся элементы, повреждает пластмассы. Частички порошка вплавляются в материалы, образуют коррозионные составы.

Подробнее про порошковые средства пожаротушения читайте здесь.

Аэрозольные ОА

Согласно изменениям в НПБ в транспортных средствах не применяются огнетушители:

  1. аэрозольные (ОА);
  2. пенные (ОВП, ОХП).

Огнетушитель порошковый в авто

ОА – это небольшой баллончик, напоминающий освежитель воздуха. Внутри – пенная или

. Прибор имеет малую мощность струи, объем и крайне малоэффективен для тушения топлива, плавящихся веществ, элементов под напряжением.

ОВП и ОХП до недавнего времени применяли в АТС, они более эффективней ОА, но их запретили из-за совокупности недостатков:

  1. пена проводит электричество;
  2. ОТВ со слабым огнепреграждающим свойством;
  3. низкая эффективность против топлива, ГСМ, плавящейся проводки;
  4. отсутствует охлаждение;
  5. для ощутимого результат недостаточно 2 – 5 л.

Какой огнетушитель лучше для автомобиля: порошковый, углекислотный или аэрозольный

Аэрозольные ОА

Есть несколько достаточно жестких требований, которые предъявляются огнетушащим приборам, используемым в автомобилях. Эти правила и требования обозначены в ГОСТе Р51057-2001.

  1. В легковых автомобилях должны устанавливаться огнетушители объемом 2 л весом 2 кг (это минимальный показатель). В грузовых машинах 5 л и 5 кг соответственно. Обратите внимание, что вес обозначает не массу всего прибора, а вес закаченного в корпус огнетушащего вещества.
  2. Срок годности. Эта величина указывается на корпусе, а точнее на этикетке. Здесь же обозначается время перезарядки и освидетельствования.
  3. На корпусе также наносится инструкция, как пользоваться устройством, и маркировка прибора.

Необходимо отметить, что ежегодный техосмотр авто – это обязательная проверка огнетушителя на его качественное техническое состояние. При этом инспектор проверяет все: корпус, патрубки, шланги, этикетку и манометр.

Огнетушитель в салоне авто
Огнетушитель в салоне авто

Огнетушители для зданий и автомобилей практически ничем не отличаются. В машинах более суровые условия, это и перепады температур, изменения влажности, ограниченное количество места, а также регулярная вибрация во время движения транспортного средства. Поэтому автолюбители стараются покупать самые маленькие огнетушители.

Однако они не всегда могут справиться с очагом возгорания. Двухлитровый огнетушитель выдает огнетушащую массу за шесть секунд.

За этот короткий промежуток времени нужно будет прицелиться и погасить огонь. К сожалению, из-за паники первая попытка может быть неудачной. Поэтому огнетушители большего объема дают запас времени, которое позволит погасить огонь.

Огнетушитель порошковый в авто

Огнетушители пенные и водные не подходят, так как после пожара необходимо будет полностью или частично восстанавливать электронику в салоне автомобиля.

Главные требования к автомобильным огнетушителям.

  1. Для легковых автомобилей требуется ОП или ОУ объемом 2 литра.
  2. Для грузовых автомобилей требуется ОП или ОУ объемом 5 литра.
  3. На станциях обслуживания один раз в год проходить освидетельствование тонометра и баллона.

Цены зависят от объема и вида огнетушителя:

  • огнетушитель углекислотный объемом 2 литра стоит 700 рублей;
  • огнетушитель порошковый объемом 2 литра стоит 300 рублей;
  • огнетушитель аэрозольный стоит 150 рублей.

Углекислотный огнетушитель (ОУ)

Внутри баллона под высоким давлением находится углекислота (сжиженный диоксид углерода). Которая охлаждает зону возгорания и не допускает кислород к огню. Используется при тушении пожаров класса В, С и Е.

Достоинства ОУ:

  • отсутствие, каких-либо следов тушения;
  • диапазон рабочей температуры от -20 до 50 °С.

Недостатки ОУ:

  • значительный вес баллона;
  • в случае резких перепадов температур, может возникнуть обморожение рук;
  • применение в помещении приводит к повышению СО2 вследствие чего возникает кислородная недостаточность;
  • снижается эффективность огнетушителя при невысокой температуре воздуха.

Аэрозольные ОА

Технические особенности

Итак, переходим к основному вопросу темы: чем отличается порошковый огнетушитель от углекислотной модели. Первое и основное отличие в огнетушащем веществе (ОТВ).

Само название «порошковый» огнетушитель получил из-за того, что внутрь баллона закачивается порошкообразный материал. Порошок представлен разными составами, в которых основным ингредиентом выступает один из ниже обозначенных:

  • бикарбонат металлов щелочного типа;
  • графит плюс хлориды металлов щелочного типа;
  • фосфорно-калийные соли;
  • силикагель, насыщенный хладоном.

Огнетушитель для машины

Кроме этих веществ в состав порошка входят кремнийорганический жидкий раствор, гидрофобизатор АМ-1-300 (аэросил), белая сажа. Эти три компонента от общего объема огнетушащего вещества занимают всего лишь 3-5%. Сегодня производители чаще всего используют для производства порошков фосфат аммония, как самый дешевый компонент, но такой же эффективный для тушения огня, как и все остальные.

Состав углекислотных огнетушителей – это двуокись углерода (СО2), международное название – диоксид углерода. Если попадется одно из них, то это одно и то же вещество. Необходимо обозначить, что в природе в жидком состоянии двуокиси углерода не существует. Обычно это газ. Но закачивать газ внутрь в большом объеме невозможно. Потребуется усиленный корпус, который будет тяжелым и дорогим.

Но у этого вещества есть одно свойство – превращаться в жидкость, если газ сильно сдавить, то есть поднять его давление. Так и происходит закачка СО2 под давлением. То есть внутри баллона он находится в жидком состоянии. Это удобнее и при хранении. Давление внутри корпуса – 6 МПа.

При открытии клапана давление углекислоты резко падает, поэтому она вылетает из сопла уже в газообразном состоянии. Добавим для информации, что углекислота может находиться в твердом состоянии. Такое вещество называют сухим льдом. Его используют для хранения скоропортящихся и быстротаящих продуктов.

Тушение углекислотным огнетушителем
Тушение углекислотным огнетушителем

Итак, типы огнетушащих веществ разобраны, переходим к другим особенностям и отличиям порошкового огнетушителя от углекислотного. Начнем с того, что у них есть одно общее преимущество – с их помощью можно гасить пожары разных категорий. Автомобиль в этом плане не стал исключением.

Порошковые с маркировкой «ОП» выгодны тем, что они легче углекислотных и дешевле них. Их основное действие на огонь – покрытие горящих поверхностей порошковой массой, которая ложится слоем, не пропускающим воздух в очаг возгорания. Отсюда неприятные последствия:

  • порошок собой загрязняет все поверхности;
  • его сложно отодрать после прилипания при высоких температурах.

В этом плане углекислотные лучше, потому что углекислота на воздухе – это газ, который проникает даже в труднодоступные места, где огня не видно. Но и у него есть отрицательные побочные эффекты:

  • газ в виде дымовой завесы – вещество токсичное, отравиться им можно быстро, если концентрация высокая;
  • вылетевший из баллона углекислый газ имеет отрицательную температуру, незнающий человек может получить травму.

Еще одно отличие порошкового и углекислотного огнетушителя – масса прибора. В этом плане порошковый тяжелее. К примеру, при объеме баллона 2 л вес ОП-2 – 4,5 кг, ОУ-2 – 3 кг.

Огнетушитель для машины порошковый

Обратите внимание на такой момент – порошок налипает на горящие поверхности, тем самым хорошо перекрывая поступление воздуха в места горения. Углекислота также перекрывает доступ кислорода своей массой, плюс низкая температура, которая понижает температуру нагретых огнем плоскостей. Но при этом СО2 не оставляет на предметах никаких следов. Порошок просто прилипает ко всем поверхностям, после чего его придется отлипать. И не факт, что с некоторых предметов он отдерется.

Поэтому, когда ставиться вопрос, какой огнетушитель лучше для дома, офиса или квартиры: порошковый или углекислотный, то предпочтение лучше отдать второму. Первый в этом плане явно невыгоден. С его помощью потушить пожар – не проблема, но порошок испортит мебель, одежду, бытовую технику, которые не пострадали от огня.

В этом плане автомобиль проще. Загорелся – значит, надо тушить. Но специалисты говорят о том, что горючие жидкости, которые воспламенились, лучше тушить порошковым моделями. Если горит проводка под напряжением, то оптимально использовать углекислотный.

Лучше два, чем один
Лучше два, чем один

В теме: огнетушитель порошковый и углекислотный – разница, есть и технические отличия. В основном это касается патрубка, из которого огнетушащее вещество должно вылетать для тушения очага возгорания.

У порошкового вида это небольших размеров пластиковый патрубок, который, как сопло для огнетушащего вещества, и не назовешь. Нередко молодые инспектора ГИБДД при проведении техосмотра автомобилей, не замечая его, делают предупреждения водителям за не комплектацию огнетушителя. Так выглядят приборы именно для автомобилей.

У углекислотного вида это шланг и насадка или металлическая труба небольшой длины и патрубок.

Огнетушитель порошковый с маленьким соплом
Огнетушитель порошковый с маленьким соплом

Аэрозольный огнетушитель

Его основным назначением, является тушение огня класса А, В, Е. В середину баллона закачен водно-пенное вещество, которое при попадании на пламя создает защитный слой и предотвращает повторное возникновение огня за счет быстрого охлаждения раскаленных предметов. Срок годности огнетушителя 5 лет.

Достоинства аэрозольного огнетушителя:

  • простота в эксплуатации;
  • сохраняется экологическая безопасность;
  • исключается обморожение;
  • небольшие габариты и компактность;
  • доступная цена;
  • быстрая готовность к использованию.

Аэрозольный огнетушитель не сможет потушить большой объем возгорания из-за своего размера.

Аэрозольные ОА

Дополнительные сведения

Огнетушитель для машины углекислотный

Необходимо обозначить, что порошковые модели – это три подвида, которые отличаются друг от друга способом закачки порока внутри баллона.

  1. Они так и называются – закачные. В них порошок закачивается под давлением. В качестве закачного элемента применяют воздух, азот или углекислый газ.
  2. С жатым воздухом. Внутри кроме порошка располагается баллон с жатым воздухом. При нажатии и на рукоятку огнетушителя штырь, расположенный на конце давящей части ручки, протыкает внутренний баллон. Воздух смешивается с порошком и выталкивает его под давлением наружу.
  3. С газогенерирующим патроном. Внутри прибора расположен патрон с веществами, которые при соприкосновении с воздухом, создают внутри давление. Принцип работы такого огнетушителя идентичен предыдущей модели. То есть штырь прокалывает патрон, от чего и образуется внутри прибора высокое давление.

Первая разновидность маркируется буквой «З», то есть марка будет такой: ОП-2(з). Вторые буквой «Б», третьи буквой «Г».

Здесь нельзя говорить, что какая-то модель лучше другой. Просто существует несколько технологий образования порошковой массы, вылетающей из патрубка (сопла) под давлением. Поэтому для автомобиля выбирайте любую марку.

ОП-2з в автомобиле
ОП-2з в автомобиле

Классификация огнетушителей

По виду вещества, которое используется при тушении пожара:

  • водный (ОВ);
  • воздушно-пенный (ОВП);
  • порошковый (ОП);
  • газовый (углекислотный ОУ и хладоновый ОХ).

По разнообразию струи огнетушащего вещества (для ОВ):

  • с распыленной струей (Р);
  • с мелкодисперсной струей (М);
  • с компактной струей (К).

По возможности перезарядки:

  • перезаряжаемые;
  • одноразовые.

По величине рабочего давления:

  • низкого давления (2,5 МПа и ниже при температуре воздуха 20–22 °С);
  • высокого давления (выше 2,5 МПа при температуре воздуха 20–22 °С).

Срок годности

Немаловажный фактор, когда ставиться вопрос, какой огнетушитель лучше для автомобиля: порошковый (ОП) или углекислотный (ОУ).

Начнем с порошковой модели. У нее срок годности самого баллона – 10 лет. Но в течение этого времени придется один раз огнетушитель для автомобиля перезарядить. А точнее, через 5 лет после выпуска изделия в эксплуатацию. Как понять, когда прибор был произведен. Для этого необходимо ознакомиться с этикеткой, наклеенной на корпус баллона.

Что касается углекислотных агрегатов, то в зависимости от производителя срок годности варьируется в диапазоне 15-20 лет. А вот перезаряжать их надо, как и порошковые, через 5 лет. Еще одно различие – это срок освидетельствования. Приборы ОУ надо проверять каждый год на предмет наличия номинального давления газа внутри баллона.

Рекомендуется один раз в 3 месяца проверять манометр. Это должен делать владелец автомобиля. То есть не стоит ждать, когда прибор проверят сотрудники ГИБДД.

Давление надо проверять самостоятельно
Давление надо проверять самостоятельно

Технические особенности

  • Характеристика опу-5 оп-5 оп-7 оп-10 оп-50.
  • масса огнетушащего вещества, кг. 4,4 5 6,4 10 45.
  • масса огнетушителя, кг 8,8 8,2 10 16 80-100.
  • длина струи, м. 5 3,5 7 4,5 10.
  • продолжительность действия 10 10 12 13 25-40.
  • огнетушащая способность, м2(бензин) 2,81 1,73 3,9 4,52 6,2.
  • срок до перезарядки, лет. 2 5 4 5 5.
  • Характеристики ОУ-2 ОУ-5 ОУ-6 ОУ-8 ОУ-10 ОУ-40 ОУ-80.
  • Масса огнетушащего вещества, кг 1,4 3,5 4,2 5,6 7 28 56.
  • Масса огнетушителя, кг 6,2 13,5 14,5 20 30 160 239.
  • Длина струи, м 3 3 3 3 3 5 5.
  • Продолжительность действия, с 8 9 10 15 15 15 15.
  • Огнетушащая способность, м2(бензин) 0,41 1,08 1,08 1,73 1,73 2,8 4,52.
  • Характеристики 5В 8В 13В.
  • Масса огнетушителя, г 250 300 560.
  • Длина, мм 267 267 330.
  • Продолжительность действия, сек. 25 50 100.
  • Диаметр, мм 38 38 45.
Лучше два, чем один
Лучше два, чем один

Как выбрать автомобильный огнетушитель

Рекомендации по выбору:

  1. металлический;
  2. манометр исправный, стрелка на зеленой зоне;
  3. действительный по сроку годности;
  4. есть пломба, чека;
  5. присутствует техпаспорт, инструкция, сертификат;
  6. корпус без коррозии с толстой цельной краской;
  7. чем выше тушащая способность, тем лучше.

Огнетушитель срабатывает с небольшой задержкой 4 – 7 сек., данный параметр надо уточнить у продавца. Двухлитровая емкость – это 6 сек. выпуска струи, что крайне мало.

Опытные водители рекомендуют возить 2 автомобильных огнетушителя, например, ОП-2 или ОУ-2, альтернативный вариант – один ОУ или ОП, но на 4 л.

Обобщение по теме

Итак, что выбрать для автомобиля – огнетушитель с углекислотой или порошком внутри. Вопрос на самом деле не самый актуальный. Оба варианта применяются повсеместно. По своим тушащим характеристикам они практически одинаковы. Требования к ним также одинаковые. Особенно это касается способа хранения, где точно определенно место – салон автомобиля.

Штрафы за отсутствие огнетушителя

Огнетушитель для машины аэрозольный

Отсутствие огнетушителя, по закону, стоит на одном уровне, что и управление автомобиля в неисправном состоянии.

Поэтому одним из первых, что требуют сотрудники ГИБДД предъявление огнетушителя. Если водитель сам признается, что у него огнетушитель отсутствует, то согласно статье 12.5 КОАП штраф составляет 500 рублей. Также в статье говорится, что сотрудник правоохранительных органов может вынести только предупреждение.

В ПДД уточняется, что если водитель, попал в непредвиденную ситуацию, и ему пришлось воспользоваться огнетушителем, то он должен срочно приобрести новый. О ситуации нужно проинформировать инспектора.

Возможно при проверке сотрудниками ГИБДД выясниться, что огнетушитель просрочен. В такой ситуации штраф составляет 500 рублей, но водитель может требовать, чтобы ему выписали предупреждение и как можно скорее купить новый огнетушитель.

На грядущий год штраф за такое правонарушение небольшой и он должен быть выписан по всем правилам, которые предусмотрены законом. Однако важно осознавать, что наличие огнетушителя это непросто норма, прописанная в ПДД, а одно из важных условия для безопасности всех участников дорожного движения.

Как видно из статьи наличие огнетушителя необходимо для безопасности пассажиров. Наиболее подходящим огнетушителем для автомобиля является углекислотный объемом от 2 до 4 литров. В случае применения он не испортит детали машины, и не будет необходимости в восстановлении электроники.

Хранить его важно под рукой, чтобы в экстренной ситуации как можно было быстрее им воспользоваться. Основным требованием к автомобильному огнетушителю является надежность. Поэтому его необходимо приобретать в специализированных магазинах и требовать сертификат соответствия и гарантийное обслуживание.

Со стороны водителя важно ежемесячно зрительно проверять давление и своевременно проводить техническое обслуживание огнетушителя.

Предлагаем ознакомиться  Эмиграция в Сербию - ВНЖ, ПМЖ, визы, переезд, цены, где лучше жить
Оцените статью
БС Юрист
Adblock detector