Права и обязанности ребенка в семье и школе: законодательное регулирование и защита

Права и обязанности несовершеннолетних детей дома

Права и обязанности ребенка закреплены в законодательстве:

  • Конвенция о правах ребенка принята ООН и поддерживается всем мировым сообществом (подробнее в статье: в каком году была принята Конвенция о правах ребенка?);
  • Конституция Российской Федерации устанавливает основные права и свободы всех граждан нашей страны;
  • Семейный кодекс РФ регулирует отношения внутри семьи, взаимодействие детей с родителями;
  • Гражданский кодекс содержит информацию о порядке усыновления несовершеннолетних;
  • Административный кодекс используется при ненадлежащем уходе и присмотре за ребенком;
  • закон 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
  • закон 273-ФЗ «Об образовании»;
  • другие нормативные документы.

Соблюдаться и охраняться взрослыми должны права маленького человека на:

  • Права и обязанности ребенка в семье и школе: законодательное регулирование и защитажизнь – как только человек появился на свет, любое посягательство на его жизнь преследуется законом;
  • получение российского гражданства;
  • получение имени, фамилии и отчества;
  • общение со своими кровными родителями, другими родственниками;
  • проживание и получение воспитания в семье;
  • исповедование той веры, которую он выберет;
  • свободное высказывание своего мнения;
  • свободу и неприкосновенность – нельзя ребенка насильно запирать в помещении, подвергать телесным наказаниям, психологическому насилию;
  • защиту и поддержку со стороны своих родителей или других законных представителей, назначенных государством, до совершеннолетия;
  • помощь со стороны государственных органов, если нет поддержки со стороны родителей или от них исходит угроза;
  • обучение в общеобразовательном, среднем специальном и высшем учебном учреждении;
  • получение врачебной помощи, профилактические осмотры;
  • отдых и досуг в соответствии с возрастом;
  • имущество, которое досталось по наследству, договору приватизации, дарения и пр.;
  • получение сведений и знаний, которые способствуют его гармоничному развитию;
  • охрану личной жизни от постороннего вмешательства;
  • неразглашение информации, которая является тайной;
  • неприкосновенность личных вещей;
  • получение необходимых для всестороннего развития и обучения материальных благ.

Дети не могут быть привлечены к административной и уголовной ответственности. Это становится возможным с 16 лет, в некоторых обстоятельствах – с 14 лет.

У детей есть и обязанности согласно закону:

  • по достижении 14 лет получить паспорт (подробнее в статье: какие права и обязанности появляются у ребенка с 14 лет?);
  • с 16 лет молодые люди обязаны начинать готовиться к военной службе, а с 17 лет встать на воинский учет;
  • соблюдать правила поведения в общественных местах;
  • соблюдать требования законодательства.

В семье

Требования, которые предъявляются к несовершеннолетнему в стенах родного дома, зависят от его родителей. Они устанавливают правила совместного проживания, когда каждый член семьи приносит свою пользу. Главное, чтобы эти установки не нарушали права ребенка, закрепленные в законе.

Долг каждого ребенка по отношению к своим родителям:

  • Права и обязанности ребенка в семье и школе: законодательное регулирование и защитауважительно и заботливо относиться, дорожить их мнением;
  • поддерживать порядок и чистоту в своей комнате, соблюдать гигиену жилища;
  • помогать вести домашнее хозяйства, по необходимости выполнять бытовые поручения.

Родители в свою очередь должны:

  • ценить и уважать достоинство своего ребенка;
  • дать все необходимое для нормального роста и развития – тепло и любовь, одежду и вещи, полноценное питание;
  • разрешать видеться с кровным родителем, который не проживает с ним, если тот не лишен родительских прав, а также с родственниками с его стороны;
  • организовать обучение в школе, дополнительные занятия в свободное время;
  • представлять интересы несовершеннолетнего в любых инстанциях;
  • проводить регулярно медицинские обследования и вовремя посещать врача.

Права и обязанности ребенка в семье и школе: законодательное регулирование и защита

Конечно, это не полный, краткий перечень прав и обязанностей ребенка, которые он имеет дома. Так, после достижения совершеннолетия дети обязаны содержать своих престарелых родителей, когда они становятся нетрудоспособны.

В школе

Детям определен срок обучения в школе – с 6 до 17 лет. Организация поступления в школу, обеспечение всем необходимым и помощь в занятиях ложатся на плечи родителей.

При обучении школьник должен придерживаться тех правил, которые установлены в Уставе общеобразовательного учреждения. Обычно от ученика требуют:

  • Права и обязанности ребенка в семье и школе: законодательное регулирование и защитауважать старших, здороваться при встрече;
  • ходить на все уроки, не прогуливать;
  • выполнять все положенные задания;
  • на уроке соблюдать тишину, не заниматься посторонними делами;
  • отвечать на вопрос по требованию учителя;
  • приходить в школу в надлежащем виде, ухоженным и аккуратным;
  • не употреблять алкогольные и наркотические вещества, не курить;
  • беречь школьное имущество;
  • не причинять вред своему или чужому здоровью.

Какие именно требования предусмотрены в школе, несовершеннолетнему должны разъяснить его родители, педагоги и другие сотрудники образовательной организации. В случае невыполнения требований на рассмотрение администрации школы может быть вынесен вопрос об исключении учащегося.

Безусловно, ребенок обладает правами и в стенах школы:

  • не подвергаться опасности во время пребывания в учебном заведении;
  • заниматься в помещениях, соответствующим всем принятым нормативам по освещенности, температуре, чистоте и пр.;
  • иметь время на отдых между занятиями и специально отведенное время для приема пищи;
  • знать свои оценки и получать необходимую информацию по всем предметам от педагогов;
  • получать объективную оценку своих знаний;
  • Права и обязанности ребенка в семье и школе: законодательное регулирование и защитапользоваться уважением к себе со стороны сверстников и педагогов;
  • пользоваться консультацией штатного психолога по необходимости;
  • посещать свободно школьные мероприятия и библиотеку.
Предлагаем ознакомиться  Форма договора на шеф монтаж электрооборудования

Ввиду отсутствия многих обязанностей ребенка в законодательной базе ответственность за невыполнение требований не предусмотрена. Как правило, все ограничивается только моральным порицанием.

При грубом нарушении Устава школы (драки, воровство, аморальное поведение), ученика могут исключить из общеобразовательного учреждения и потребовать от родителей возмещения ущерба, причиненного школьному имуществу. На усмотрение администрации при первом инциденте может быть объявлен выговор нарушителю, а затем уже отчисление.

В некоторых случаях родителей привлекут к административной ответственности за правонарушения, совершенные их детьми:

  • хулиганство;
  • распитие алкоголя;
  • употребление наркотических или иных токсических, психотропных веществ.

Ответственность детей за невыполнение их обязанностей и нарушение прав других людей различается согласно их возрасту:

  • с 6 лет детей с асоциальным поведением, имеющих опыт бродяжничества, могут направить в специальные воспитательные учреждения для коррекции поведения;
  • с 11 лет дети, которые участвуют в социально опасных действиях, направляются в специнтернат;
  • с 14 лет возникает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления (разбой, грабеж, изнасилование и др.);
  • с 16 лет наступает полная уголовная и административная ответственность за правонарушения и преступления.

Закрепить ряд основных прав несовершеннолетнего и урегулировать процесс их реализации, призван целый ряд законодательных актов: от Конвенции о правах ребенка и Конституции Российской Федерации до внутренних нормативных актов Комиссии по делам несовершеннолетних. Приоритетом законодательного акта любого уровня должно являться соблюдение интересов несовершеннолетних.

В нормативных актах выделяются следующие права ребенка:

  • на свободу от дискриминации по возрастному признаку;
  • на жизнь, имя и гражданство, семью и заботу родителей;
  • на информацию, свободу мысли, мнения и самовыражение;
  • на выбор и исповедование религии;
  • на помощь и защиту государства;
  • на социальное обеспечение и здравоохранение;
  • на образование и отдых.

За государством при этом закрепляется обязанность защиты детских прав. В отношении несовершеннолетних лиц не применяются такие меры уголовной ответственности, как смертная казнь и пожизненное тюремное заключение. Несовершеннолетние лица имеют право на снижение размера наказания за совершенное преступление.

Кроме того, в отношении несовершеннолетних лиц запрещено использовать унизительные меры наказания, пытки и физическое насилие. Любой несовершеннолетний имеет право на защиту в случае вооруженных конфликтов.

Среда проживания имеет непосредственное отношение к вопросу о том, какие права ребенка нарушаются чаще всего. С самого рождения ребенка окружают родители и близкие родственники. В обязанности родителей входит забота о его психическом, физическом, духовном и нравственном здоровье. Однако методы воспитания в семье, передающиеся от поколения к поколению, зачастую, включают в себя физические наказания за малейшие провинности.

Помимо физического насилия, к малышу с неокрепшей психикой часто применяется насилие психологическое в виде крика, брани, оскорбления. Отказ родителей от общения также является видом психологического насилия над ребенком.

Родители не учитывают, что кроха уже является индивидуальной личностью. Оставление без внимания мнения ребенка в решении семейных вопросов является нарушением его прав.  Результат воздействия подобного обращения на детскую психику предсказать невозможно. Ребенок может озлобиться, потерять доверие к окружающим, или вовсе замкнуться.

Сложные взаимоотношения в семье, развод родителей, зачастую являются предпосылкой нарушения прав на общение с родственниками. В процессе развода, несовершеннолетний нередко становится разменной монетой, средством психологического давления на супруга и возможностью получить имущество большего размера.

Законодательство о правах и обязанностях ребенка в семье и школе

С точки зрения Гражданского законодательства, маленький гражданин, с самого рождения, является субъектом гражданских правоотношений. В связи с несовершеннолетним возрастом, от его лица выступает законный представитель.

Нормы гражданского законодательства, в частности, направлены на регулирование процесса заключения сделок от имени несовершеннолетнего. Функция Гражданского кодекса Российской Федерации по защите законных прав и интересов несовершеннолетних лиц реализуется в ответственности за причинение физических, моральных страданий ребенку, психологического вреда, а также унижения его чести и достоинства.

Под видом внешнего благополучия семьи может скрываться не только использование недопустимых методов воспитания, жестокое обращение, а то и вовсе лишение детей средств к существованию.

Ярким примером нарушения прав ребенка является ситуация, когда мать, имеющая наркотическую зависимость, уходит из дома на два дня, оставив троих малолетних детей без продуктов питания и средств к существованию, тем самым подвергая их жизнь и здоровье опасности. Другая нерадивая мамаша, подливает малышу алкоголь в бутылочку, чтобы спал, пока у нее гости.

Жестокий отец, воспитывает сына ремнем за двойку в дневнике, а после запирает в комнате с учебниками, оставляя без обеда.

Ущемление прав ребенка встречается не только в семье. По мере роста и развития человек обрастает широкими социальными связями, включающими дом, школу, уличных друзей, соседей по улице, знакомыми по кружку и секции. Вероятность нарушения прав наиболее высока в местах длительного нахождения.

Со стороны педагогического состава школы может допускаться критика учащегося в присутствии всего класса, нелестные отзывы о его умственных способностях. Случаи физического насилия над несовершеннолетними учащимися со стороны учителей также не редки.

Пережитком советского прошлого является удаление школьника с урока, нарушающее его право на получение образования. При наличии обслуживающего персонала, администрацией школы ученик в принудительном порядке может быть наделен обязанностью по уборке класса или выполнению иной от получения образования деятельностью.

Предлагаем ознакомиться  Жалоба Президенту РФ: составление, образец, порядок подачи

Большую роль в увеличении фактов нарушения прав учащихся играют личные приязненные и неприязненные отношения между учителем и ребенком. Свобода самовыражения и свобода мнения в процессе обучения могут подавляться или просто игнорироваться из-за установленных администрацией стандартов поведения и внешнего вида.

Систему защиты прав несовершеннолетнего в России составляют следующие государственные структуры:

  • Суд. Обеспечение защиты законных интересов несовершеннолетних входит в компетенцию судебных органов.
  • Прокуратура. Одной из целей деятельности прокуратуры является анализ и выявление фактов нарушения прав детей, в том числе, и иными государственными структурами.
  • Министерство внутренних дел Российской Федерации в лице инспекций по делам несовершеннолетних. Работа инспекций по делам несовершеннолетних направлена на выявление и профилактику безнадзорности, беспризорности, семейного неблагополучия, а также фактов жестокого обращения с детьми.
  • Органы опеки и попечительства. Опека и попечительство производит защиту прав несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, ставших жертвами насилия в семье, нуждающихся в помощи государства.
  • Комиссии по делам несовершеннолетних. Профилактика семейного неблагополучия, принятие мер общественного воздействия по фактам выявления нарушения прав детей относится к функциям комиссий по делам несовершеннолетних.

Законные представители, имеют право обращения в государственные структуры за восстановлением нарушенных прав своих детей. За восстановлением своих прав несовершеннолетний гражданин может обратиться самостоятельно, особенно в случаях противоправных посягательств со стороны законного представителя.

Нарушение прав детей предполагает административную ответственность либо уголовное преследование. В соответствии с санкцией статьи виновному может грозить от предупреждения до лишения свободы.

В случаях, когда нарушение прав несовершеннолетнего происходит по вине должностного лица, помимо уголовной и административной ответственности, может применяться дисциплинарная ответственность.

При наличии оснований, виновное лицо может понести ответственность за причинение морального вреда в порядке гражданского судопроизводства.

Дальнейшее образование, получение специальности возможно в ВУЗах, техникумах и т.д. Но прежде необходимо сдать государственные экзамены в общеобразовательной школе. ЕГЭ дает возможность выявить качество полученных знаний.

Иногда школьник не хочет учиться из- за некомфортных условий пребывания в школе, либо дома. Зачастую не разобравшись, педагоги нежелание, принимают за неспособность ученика к освоению школьной программы. Ученику необходимо владеть своими правами и выполнять свои обязанности.

Право ребенка в школе получить полноценное образование. Недопустимо унижение ученика учителем. Доброжелательная, спокойная обстановка должна быть создана в классе, школе.

Объективность педагога – обязательна. Школьник имеет право высказывать свое мнение. Педагог должен выслушать ученика.

Если ученику будет необходим психолог, он должен оказать ему психологическую помощь.

Помимо прав у ученика есть обязанности, которые должны выполняться. Ребенка необходимо ознакомить с его обязанностями. Главное это уважение к старшим, к ровесникам, как в школе, так и дома. Обязанности ребенка в России:

  • ученик должен первым здороваться со старшими;
  • уважительное отношение к труду — важный аспект воспитания. Уважение проявлять необходимо к педагогам, а так же к обслуживающему персоналу (уборщицам, вахтерам и т.д.);
  • соблюдение режима обязательно для школьника;
  • добросовестное выполнение своих обязанностей важно для воспитания личности;
  • недопустимо прогуливать занятия без уважительной причины (которая подтверждается справкой из поликлиники либо запиской родителей);
  • соблюдение устава школы – норма для ученика. Это значит носить школьную форму, содержать одежду, школьные принадлежности чистыми , всегда опрятно выглядеть, быть аккуратным по отношению к своим и общим вещам;
  • следует соблюдать технику безопасности, если ученик обнаружит подозрительный незнакомый предмет стоит оповестить об этом взрослых;
  • соблюдение порядка в школе, на пришкольной территории обязательно для ученика.;

Есть общие нормы поведения в школе, а есть обязанности, которые обязательно нужно выполнять, присутствуя на уроке. Какие есть у ребенка обязанности? Все правила обозначены в уставе, с которым должен ознакомиться каждый школьник. Ниже приведены выдержки из этого документа:

  • необходимо добросовестно выполнять данное учителем на дом задание;
  • на уроке необходимо внимательно слушать педагога;
  • заранее готовиться к уроку, иметь все нужное для учебного процесса (школьные принадлежности);
  • посторонние предметы, которые отвлекают ученика (учеников) не разрешено приносить в школу;
  • школьник не должен пререкаться с преподавателем. Должен обязательно отвечать на вопросы учителя;
  • по требования учителя необходимо ответить усвоенный пройденный материал;
  • нельзя опаздывать на занятия;
  • поручения старших, должны безукоризненно выполняться;
  • следует правильно рассчитывать время, являться в школу за 15-20 минут до начала занятий, чтобы подготовиться к занятиям;
  • ученикам необходимо приветствовать учителя, стоя, когда он входит в класс;
  • нельзя есть на уроке, пользоваться мобильным телефоном;
  • во время перемены нельзя нарушать дисциплину бегать, громко кричать. Можно спокойно перемещаться по школе, беседовать с ровесниками, читать и т.д.;
  • недопустимо неудовлетворительное поведение (порча имущества, курение, хамство). Если это происходит, последствия бываю самыми неприятными. Школьник получает выговор на первый раз. Далее вызывают родителей к директору, за серьезные нарушения устава учебного заведения могут отчислить.
Предлагаем ознакомиться  Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности

Воспитание непростой процесс, оно включает себя многие аспекты жизни. Важно родителям осознавать, какая большая ответственность лежит на них. Конечно, и педагоги играю весомую роль в воспитательном процессе.

Дети – самая незащищенная категория граждан. В силу возраста они не могут дать отпор агрессору и постоять за себя. Что угрожает несовершеннолетнему чаще всего? Основные угрозы:

  • унижение чести и достоинства – высмеивание, оскорбления;
  • невыполнении законными представителями обязанностей по уходу и присмотру за ребенком;
  • психическое и телесное насилие над ребенком (побои, ругань, сексуальное насилие);
  • эксплуатация детского труда;
  • привлечение к употреблению алкоголя, наркотиков и других токсических веществ;
  • вовлечение в проституцию, производство порнографической продукции;
  • оставление беспомощного ребенка в опасности, в ситуации, угрожающей жизни и здоровью;
  • разлучение со своими кровными родителями без решения суда.

Все эти ситуации влекут за собой правовые последствия. Некоторые особо тяжкие случаи приводят к уголовной ответственности и лишению прав на ребенка. Сюда относятся:

  • нанесение физических повреждений, избиения;
  • нарушение половой неприкосновенности;
  • отсутствие продуктов питания для ребенка;
  • принуждение к распитию алкоголя и употреблению токсических веществ;
  • вовлечение в преступную деятельность.

Другие, менее серьезные нарушения приводят к административным мерам (штраф):

  • уклонение родителями от выплаты средств на содержание своих детей;
  • отказ забрать малыша из родильного дома, больницы, садика или другого учреждения, куда тот был помещен;
  • ненадлежащее исполнение родителями своих законных обязанностей.

В отдельных случаях уклонение от уплаты алиментов может подвести нерадивого родителя под уголовную статью. Достаточно ли штрафа, или для исправления алиментщика необходимо ограничение свободы, решает суд.

Суд может постановить временно ограничить родителей в правах на детей. В этом случае дается полгода на исправление недочетов, которые выявила проверка органами опеки и попечительства при выезде на место проживания семьи. О лишении родительских прав говорится в ст. 69–74 СК РФ: (подробнее в статье: лишение родительских прав по статье 69 СК РФ)

Ответственность детей за невыполнение обязанностей

Куда можно обратиться самому ребенку, когда он попал в сложную жизненную ситуацию, или лицам, обнаружившим ущемление его законных интересов:

  • в органы опеки и попечительства своего района;
  • к социальному педагогу или школьному психологу;
  • в полицию, к своему участковому;
  • в органы прокуратуры;
  • к уполномоченному по правам ребенка вашего региона (подробнее в статье: функции и обязанности уполномоченного по правам ребенка);
  • по специальному телефону доверия.

Когда ребенку или его имуществу причинен вред, родители вправе обратиться в суд для взыскания морального и материального ущерба. Причин для этого может быть много: унижение достоинства, клевета, распространение тайны личной жизни, порча или кража имущества и пр.

Обучение азам поведения в обществе весьма важно, для воспитания полноценной личности. Например, такое общественное место, как театр (музей, зоопарк, выставка) требует соблюдения нехитрых правил поведения.

В таких многолюдных общественных местах дети ведут себя по разному, чем осложняют иногда работу экскурсоводов, работников театра и т.д.

Имея элементарные навыки культурного поведения можно избежать многих неприятных моментов:

  1. Ребенок должен знать, что говорить в общественном месте следует негромко, нельзя кричать. Чтобы он лучше усвоил, как надо себя вести, следует объяснить цель посещения культурного общественного места. Дома заблаговременно стоит побеседовать, подготовиться к культурному мероприятию.
  2. В общественных, культурных местах неприлично есть конфеты, шуршать фантиками. Для утоления голода существует буфет, специально отведенные места, в антракте при желание стоит их посетить.
  3. Нельзя есть мороженое, посещая музеи, выставки другие многолюдные места. Запрещено прикасаться к выставочным экспонатам. Нужно внимательно слушать экскурсовода, чтобы не создавать шум. Необходимо заинтересовать ребенка, если он с интересом будет слушать экскурсовода либо актеров, на сене не возникнет неприятных последствий.

В общественном транспорте стоит соблюдать правила:

  • входя в транспорт надо вежливо пропустить пожилых, а так же мам с маленькими детьми;
  • отойти от входа, чтобы не создавать препятствия на пути людей;
  • инвалидам, пожилым, а так же женщинам беременным либо с маленьким ребенком надо уступать место;
  • продвигаясь среди людей, нельзя толкать их локтями, можно попросить немножко потесниться;
  • кашляя, чихая, следует прикрывать рот платком, салфеткой;
  • чтобы не испачкать пассажиров, запрещено пить, есть в общественном транспорте (автобусе, троллейбус, метро);
  • в салоне транспорта не разрешается громко смеяться либо говорить.

Заключение

Правила на самом деле очень несложные. Обращаться с людьми следует, вежливо употребляя слова: «Спасибо», «пожалуйста», «будьте добры», «извините». Обучать детей поведению должны взрослые – родители, педагоги.

Правила следует объяснять с раннего возраста и по нескольку раз, прежде чем ребенок поймет и усвоит их. На положительном примере взрослых вырастает культурный, воспитанный человек. Иногда ребенок не сразу услышит, поймет слова взрослого, но он всегда его наблюдает.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, 

звоните по телефонам

:

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно! 

Оцените статью
БС Юрист
Adblock detector