Принцип свободы и достоверности информации кроме случаев которые урегулиррваны в фз

Доктрина информационного права

Существует десять принципов информационного права, которые официально закреплены в действующем законодательстве в сфере информации и выполняют охранительную и регулятивную функцию. Восемь из них закреплены в ст. 3 федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

В первую очередь, говорится о свободе слова: на законодательном уровне разрешается искать, получать, передавать, производить и распространять массовую информацию любым способом, который не противоречит закону. Затем речь идет о том, что ограничить доступ к информации могут только федеральные законы, а также говорится, что доступ к ней обеспечивается тремя способами.

Пример 1

Массовая информация доводится до всеобщего сведения (если возникает угроза общественной безопасности, власти сразу должны сообщить об этом населению страны). Информация публикуется в изданиях, доступных широкому кругу лиц. Если физическое лицо или коллектив заинтересовались конкретными данными, им следует предоставить необходимые документы, ксерокопии или изложить интересующую информацию в устной форме.

Иными словами, только нормативные акты федерального значения могут ограничить доступ к массовой информации. Больше никто не имеет на это права.

Третьим принципом является принцип информационной открытости гос. органов и органов местного самоуправления. Им следует предавать гласности действия, которые относятся к их деятельности. Ведь их работа зачастую затрагивает интересы общественности. Исключением являются случаи, предусмотренные ФЗ.

Замечание 2

Данный принцип подкрепляется четырьмя юридическими гарантиями, установленными президентским Указом от 31 декабря 1993 года. Для граждан должна доводиться информация, которая затрагивает общественные и личные интересы. Граждане должны систематически информироваться о вступивших в силу и находящихся на рассмотрении гос. решениях. Контролем за деятельностью гос. органов, различных организаций и объединений занимаются СМИ, Общественная палата и её комиссии. У населения РФ должна быть возможность получать информацию зарубежного происхождения.

Четвертый принцип гласит, что разрабатывать информационные системы следует с учетом многонационального населения РФ (языки и диалекты). Действующее законодательство признает равенство национальных языков. При этом ведущим языком является английский. Однако, на многих гос. ресурсах присутствуют многоязычные или двуязычные варианты.

Предлагаем ознакомиться  Фонд реновации - Фонд реновации

Пятый принцип предписывает достоверность информации и ее актуальность. Например, СМИ запрещается искажать факты или распускать слухи. Запрещено манипулировать общественным сознанием, скрывать или фальсифицировать общественно значимые сведения. Шестой принцип затрагивает вопросы обеспечения информационной безопасности.

Пример 2

При этом круг прав россиян в сфере неприкосновенности информации постепенно уменьшается. Например, во время судебно-следственных разбирательств письма и телефонные переговоры выносятся на суд общественности. Электронные базы контролируются спецслужбами. В случае необходимости им также предоставляется доступ к заказным письмам, переводам и персональным данным отправителей или получателей. Таким образом, тайну связи могут нарушить только судебные органы или специальный ФЗ.

Седьмой принцип утверждает, что нормативно-правовые акты не должны отдавать предпочтение определенным информационным технологиям. Это возможно, если их обязательность не установлена на федеральном уровне. Благодаря этому принципу формируется конкурентоспособный рынок информационных товаров и услуг. Все технологии имеют одинаковые возможности для развития.

Восьмой принцип говорит, что гос. политика в сфере информатизации определяется интересами общества и государства. Это перекликается с современной ситуацией, когда авторы говорят о балансе интересов личности, общества и государства. Причем интересы первой ставятся во главу угла. Однако сегодня в информационной сфере фактически превалируют государственные интересы.

Это подтверждается несколькими фактами. Значительная доля гос. информационных ресурсов, контроль со стороны органов гос. власти, а также обязанность формировать информационные ресурсы и осуществлять информатизацию. Иными словами, ведущие задачи по развитию IT-технологий принадлежат государству, которое контролирует выполнение каждой программы.

Девятый принцип регламентирует, что все граждане должны нести ответственность за противоправные действия в информационной сфере. Если лицо получило незаконный доступ к компьютерной информации, его штрафуют, отправляют на обязательные или исправительные работы или лишают свободы (в зависимости от тяжести преступления).

Чтобы создать и поддержать необходимый уровень безопасности, разрабатывается система законодательных норм. Законодатель определяет приоритетные направления работы соответствующих гос. органов. Также он формирует и преобразует органы, обеспечивающие информационную безопасность. Преобразования затрагивают механизм законодательного контроля и надзор за работой чиновников.

Предлагаем ознакомиться  Свидетельство о смерти человека: как и где получают медицинскую справку, кому выдают заключение?

К доктрине относятся принципы, не закрепленные в действующем законодательстве (они также называются доктариальными принципами). Это принцип двуединства информации и ее носителя, когда любая информация может быть записана на диск, флеш-накопитель или мобильный телефон.

Замечание 3

Оборотоспособность и распространяемость информации означает, что опубликованный материал будет существовать отдельно от своего создателя. Он может быть растиражирован и скопирован любое количество раз. Доктриной предусматривается принцип организационной формы, когда информация предоставляется в виде архива или базы данных.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Отдельно выделяются внутриотраслевые принципы, которые характерны для конкретных отраслей данной области. Они касаются персональных данных и интернет-прав, раскрывают правила торговли в Интернете, регламентируют электронный документооборот. Теоретики рассчитывают, что данные принципы войдут в законодательную базу. Однако, сегодня доктрина опережает работу гос. органов власти в сфере информации.

Замечание 4

Таким образом, принципы права представляют собой правовые нормы, закрепленные в действующем законодательстве. Они регулируют информационные отношения, положения и идеи. Они позволяют определить сущность и содержание информационной сфере, а также систематизировать ее нормы и институты. Благодаря им можно говорить о едином механизме регулирования информационных отношений на законодательном уровне.

Оцените статью
БС Юрист
Adblock detector