Регламент по установке тахографов

Условия для организаций, устанавливающих устройства

Разрешение на установку, активацию и калибровку приборов может быть получено в ФСБ РФ. Данное условие прописано в ФЗ № 99 от 04.05.2011г. «О лицензировании отдельных видов деятельности», в ст. 13. Помимо этого, информация дублируется в Постановлении Правительства от 16.04.2012г № 313 «Положение о лицензировании».

Объясняется это тем, что при первичной активации модуля СКЗИ, мастер, занимающийся его монтажом, отправляет запрос на регистрацию в ФСБ, так как устройство относится к криптографическим приборам, в котором используются шифровальные команды, находящиеся на контроле у госорганов.

Если этого не сделать и воспользоваться нелегальными пиратскими программами, в процессе дальнейшей эксплуатации, блок может выдавать сбои, а со временем перестанет работать.

Помимо этого, использование не зарегистрированного как положено устройства может стать причиной возбуждения административного дела по ст. 11.23 «Управление автомобилем или выпуск на линию без технического средства контроля…» КоАП РФ.

Согласно ч.1 данной статьи, осуществлять проверку транспортных средств на наличие и правильное использование прибора, уполномочены следующие категории должностных лиц:

  1. Инспектора ДПС ГИБДД, в соответствии с Указом Правительства № 711 от 15.06.1998г. «О дополнительных мерах обеспечения безопасности дорожного движения».
  2. Специалисты Роспотребнадзора по приказу руководства № АК-307 от 13.03.2014г. «Положения об осуществлении автомоторного и дорожного контроля по надзору в сфере автотранспорта».
  3. Сотрудники Роструда, в соответствии с Постановлением Правительства № 324 от 30.07.2014г. «Об утверждении положений о Федеральной службе труда и занятости».

В случае обнаружения несоответствия приказу № 36, ИП или государственное учреждение – собственник транспортного средства наказывается штрафом в размере от 5 000 до 10 000 руб.

Сроки установки тахографов на автобусы до 5 тонн (категория M2)

  • транспортных средств категории N3, экологический класс которых не определен, эксплуатируемых физическими лицами, — до 1 марта 2020 г.;
  • транспортных средств категории N3, экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 3 или ниже, эксплуатируемых физическими лицами, — до 1 июня 2020 г.;
  • транспортных средств категории N3, экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 4 или выше, эксплуатируемых физическими лицами, — до 1 сентября 2020 г.;
  • Экологический класс Дата установки тахографа
    не определен 1 марта 2020 года
    1, 2 или 3 1 июня 2020 года
    4 или выше 1 сентября 2020 года

    Чем лучше экологические характеристики грузовика, тем позже на нем должен быть установлен тахограф.

  • транспортных средств категории M3, экологический класс которых не определен, эксплуатируемых физическими лицами, — до 1 ноября 2019 г.;
  • транспортных средств категории M3, экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 3 или ниже, эксплуатируемых физическими лицами, — до 1 февраля 2020 г.;
  • транспортных средств категории M3, экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 4 или выше, эксплуатируемых физическими лицами, — до 1 мая 2020 г.;
  • Экологический класс Дата установки тахографа
    не определен 1 ноября 2019 года
    1, 2 или 3 1 февраля 2020 года
    4 или выше 1 мая 2020 года

    Примечание. Для автобусов тяжелее 5 тонн, экологический класс которых не определен, дата установки тахографов осталась прежней — 1 ноября 2019 года. То есть на таких транспортных средствах тафхографы уже должны быть установлены.

  • транспортных средств категории N2, экологический класс которых не определен, эксплуатируемых физическими лицами, — до 1 декабря 2020 г.;
  • транспортных средств категории N2, экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 3 или ниже, эксплуатируемых физическими лицами, — до 1 марта 2021 г.;
  • транспортных средств категории N2, экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 4 или выше, эксплуатируемых физическими лицами, — до 1 июня 2021 г.;
  • Экологический класс Дата установки тахографа
    не определен 1 декабря 2020 года
    1, 2 или 3 1 марта 2021 года
    4 или выше 1 июня 2021 года
  • транспортных средств категории M2, экологический класс которых не определен, эксплуатируемых физическими лицами, — до 1 августа 2020 г.;
  • транспортных средств категории M2, экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 3 или ниже, эксплуатируемых физическими лицами, — до 1 ноября 2020 г.;
  • транспортных средств категории M2, экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 4 или выше, эксплуатируемых физическими лицами, — до 1 февраля 2021 г.;
  • транспортных средств категорий M2, принадлежащих многодетным родителям, которые используются ими для перевозки членов своей многодетной семьи, — до 1 января 2022 г.
  • Для небольших автобусов категории М2 срок установки тахографа зависит не только от того, какой экологический класс имеет автобус, но и от того, кому принадлежит сам автобус. Самая большая отсрочка дается автобусам многодетных родителей, используемых для перевозки членов многодетной семьи.

    Предлагаем ознакомиться  Как проверить имущество на обременение
    Условие Дата установки тахографа
    экологический класс не определен 1 августа 2020 года
    экологический класс 1, 2 или 3 1 ноября 2020 года
    экологический класс 4 или выше 1 февраля 2021 года
    автобус многодетной семьи 1 января 2022 года

    Таким образом дольше всего ездить без тахографа могут многодетные семьи — до 1 января 2022 года (больше 2-х лет). После этого тахограф все равно придется установить.

    Примечание. Если многодетной семье принадлежит автобус категории М3 (тяжелее 5 тонн), то тахограф на него устанавливается в общем порядке (сроки рассмотрены чуть выше в тексте данной статьи).

    Требование об обязательном оснащении транспортных средств тахографами

    Как говорилось чуть выше, основные требования, касающиеся установки и эксплуатации цифровых устройств, прописаны в приказе Минтранса № 36. Однако вопрос, затрагивающий перечень ТС указан в другом нормативном документе.

    Приказ Министерства транспорта от 21.08.2013г. № 273 «Утверждении порядка установки устройств на ТС», с корректировками от 02.12.2015г. записанными в приказе того же ведомства № 348, гл.1 п.3, в ней приведён список автотранспортных средств, которые должны быть оборудованы техническими средствами контроля.

    Сроки установки тахографов

    Таблица 1. Категории ТС, оборудованных тахографами в соотношении с датой переоборудования.

    Категория ТС Дата переоборудования
    М2 01.07.2014г.
    М3 01.07.2014г.
    N2 и N3 (ТС предназначенные для перевозки опасных грузов) 01.04.2014г.
    N2 01.04.2015г.
    N3(более 15т) 01.07.2014г.
    N3 (более 3,5т) 01.09.2014г.

    На сегодняшний день законодательство требует, чтобы все перечисленные категории, использующиеся на территории РФ, были оборудованы цифровыми тахографами с блоком СКЗИ, зарегистрированным в установленном порядке. Отдельно можно заметить, что определённые категории ТС подлежат отдельной сертификации и рассматриваются в индивидуальном порядке.

    В качестве примера можно привести автобусы, использующиеся для перевозки детей. Согласно Постановлению Правительства от 30.12.2016г. № 1558 «О внесении изменения в Постановление № 1177 «Правила перевозки детей» от 17.12.2013г.». В нём говорится следующее: «Оборудованные школьные автобусы должны быть не старше 10 лет».

    Это означает, что срок эксплуатации устройства, для осуществления контроля за безопасностью тоже будет равняться этому периоду, так как новая школьная техника комплектуется приборами на этапе производства. Данное требование вступило в силу с 01.07.2017г.

    Правила установки

    Большая часть сведений, касающихся установки тахографов на ТС раскрыта выше, однако есть ряд нюансов, которые ещё не затрагивались.

    В первую очередь это факт того, что с 01.01.2018г. на территории РФ разрешается использовать 2 типа аналогичных устройств:

    1. С блоком СКЗИ для осуществления пассажирских перевозок и транспортировки грузов только на территории России.
    2. Устройства ЕСТР, которыми оборудуются ТС, предназначенные для международных рейсов. То есть, они легальны, как в странах ЕАЭС, так и в России. Однако для подтверждения допуска ТС к таким рейсам, водитель должен иметь при себе допуск к осуществлению таких поездок.

    Оба устройства должны соответствовать требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колёсных ТС», но помимо этого и ещё ряду других нормативов, представленных на фото.

    Регламент по установке тахографов

    Если рассматривать оснащение ТС устройством с криптографическим модулем, здесь основные требования, касающиеся установки и последующего обслуживания прописаны в вышеупомянутом приказе Минтранса № 273, гл. II «Оснащение тахографами»:

    1. Оснащение происходит за счёт владельца ТС, в соответствии с «правилами обслуживания тахографов», прописанных в приказе № 36.
    2. Все работы осуществляются в мастерской, имеющей лицензию ФСБ.
    3. В процессе монтажа должны быть выполнены следующие задачи:
      • выполнена установка устройства, включённого в перечень Росавтотранса (rosavtotransport);
      • осуществлена активация и криптографического блока;
      • проведена поверка;
      • сделано опломбирование.
    Предлагаем ознакомиться  Как делить ипотечную квартиру при разводе

    Последующая тарировка должна осуществляться не реже чем 1 раз в 3 года или в соответствии с пр. 4 «Условия обслуживания приборов, устанавливающихся на ТС» приказа Минтранса № 36 от 13.02.2013г.

    Отдельно нужно подчеркнуть, что приказ № 273 определяет место расположения прибора в салоне: «…чтобы водитель смог получить доступ к устройству с рабочего места».

    Что нужно для ЕСТР

    В данном случае может возникнуть вопрос: почему европейцы, усердно требующие от российских перевозчиков использования цифровых приборов, сами пользуются аналоговыми?

    Такая ситуация допускается только для осуществления внутренних рейсов, в пределах границ определённого государства. При выезде на территорию другого, необходимо наличие сертифицированного цифрового устройства.

    При этом, в процессе эксплуатации, он должен соответствовать следующим критериям:

    1. Иметь свидетельство о соответствии международным требованиям Директивы № 3821/85 и ЕСТР.
    2. Быть внесённым в государственный Реестр средств измерений, что должно быть подтверждено на указанном ранее документе.
    3. Иметь акт калибровки (поверки) не нарушающий установленные сроки.
    4. На корпусе измерительного средства должна быть наклеена пломба (шильда), представленная на фото и подтверждающая целостность корпуса.

    Международные перевозки

    В случае получения допуска к осуществлению международных рейсов на автомобиле с максимальной массой более 3,5т. или количеством пассажиров более 9 вместе с водителем, нужно знать стандарты «Европейского Соглашения, затрагивающего международные рейсы на ТС» (ЕСТР).

    Тахографы с 1 ноября 2019 года – что меняется в законе?

    Основными из них являются следующие:

    1. Время ежедневного непрерывного управления ТС не должно превышать 9 часов. 2 раза в неделю может быть увеличено до 10 часов. Может быть заменён равномерными паузами в 15 минут.
    2. После управления в течение 4,5 часа, должна делаться пауза для отдыха на 45 минут.
    3. Каждые сутки, водитель должен отдыхать непрерывно не меньше 11 часов. Допускается сокращение до 9 часов, но не больше 3 раз в неделю, при последующей компенсации.
    4. Кроме этого, рекомендуется ознакомиться с таблицей, представленной на фото ниже.

    В дополнение следует добавить, что грузовые автомобили, предназначенные для транспортировки опасного груза, согласно условиям правил № 89 ЕЭК ООН, должны быть оснащены дополнительным устройством, ограничивающем движение ТС со скоростью более 90 км/ч.

    Автобусы, перевозящие несовершеннолетних, исходя из этого же документа, комплектуются ограничителем, не допускающим разгон более 60км/ч.

    Данный прибор должен:

    • соответствовать нормативам Технического регламента;
    • отвечать требованиям ДОПОГа;
    • иметь российский сертификат соответствия;
    • иметь пломбы, характеризующие его целостность.

    Таблица со сроками установки тахографов для физических лиц

    Тахограф с 1 ноября 2019 года будет обязателен и для физических лиц. Поправки, вступающие с этой даты в силу, внесены непосредственно в закон «О безопасности дорожного движения». Чтобы лучше разобраться в вопросе, нужно рассматривать изменения в комплексе:

    • ФЗ-508 внес в пункт 3 ст. 20 ФЗ-196 перечень эксплуатируемых ТС, по которым физические лица обязаны предпринимать меры по исполнению установленных требований по соблюдении правил дорожного движения, грузовые автомобили массой более 3,5 тонн. Этот закон уже вступил в силу;
    • в перечень таковых мер ФЗ-386 в пункте 3 включено обязательство по установке тахографа.

    Таким образом, тахограф стал обязателен для физических лиц, эксплуатирующих автомобили следующих видов:

    • автобусы;
    • грузовые автомобили массой более 3,5 тонн.
    Дата установки тахографа Транспортное средство и его масса Экологический класс и другие условия
    1 ноября 2019 года автобус от 5 тонн ЭК не определен
    1 февраля 2020 года автобус от 5 тонн ЭК 1, 2 или 3
    1 марта 2020 года грузовик от 12 тонн ЭК не определен
    1 мая 2020 года автобус от 5 тонн ЭК 4 или выше
    1 июня 2020 года грузовик от 12 тонн ЭК 1, 2 или 3
    1 августа 2020 года автобус до 5 тонн ЭК не определен
    1 сентября 2020 года грузовик от 12 тонн ЭК 4 или выше
    1 ноября 2020 года автобус до 5 тонн ЭК 1, 2 или 3
    1 декабря 2020 года грузовик от 3,5 до 12 тонн ЭК не определен
    1 февраля 2021 года автобус до 5 тонн ЭК 4 или выше
    1 марта 2021 года грузовик от 3,5 до 12 тонн ЭК 1, 2 или 3
    1 июня 2021 года грузовик от 3,5 до 12 тонн ЭК 4 или выше
    1 января 2022 года автобус до 5 тонн автобус многодетной семьи
    Предлагаем ознакомиться  Внести исправление в больничный лист образец

    Обратите внимание, для всех групп транспортных средств выбраны разные даты, начиная с которых тахографы становятся обязательными. Это должно помочь избежать очередей в пунктах установки тахографов. Однако в любом случае не рекомендую откладывать установку на самый последний момент, т.к. желающих может быть довольно много. А это приведет к очередям.

    Какие должны быть карты

    При использовании тахографов в обязательном порядке требуются следующие виды карт, предназначенных для учёта РТО и режима управления ТС:

    1. Именная водительская карта, обеспечивает идентификацию сведения устройства, своевременно определить возможные отклонения в соблюдении РТО конкретным водителем. В зависимости от модели, устройства могут быть предназначенными как для приборов с блоком СКЗИ, так и для модификаций, предназначенных для поездок по европейским дорогам (ЕСТР).
    2. Карта тахографа, использующаяся для технического обслуживания.

    Отличия между водительскими картами заключаются в следующем:

    1. Разный шрифт.
    2. Различные водяные знаки.
    3. Российская карта водителя СКЗИ имеет дополнительную степень защиты в виде пин-кода.
    4. Устройства содержат различную информацию, потому, используются в конкретных устройствах.
    5. Последняя стоит около 3 000 руб., ЕСТР – на 1 000 дороже.
    6. Период изготовления карты СКЗИ составляет не более 12 рабочих дней, для тахографов ЕСТР – около 21.
    7. Требования к фото на карту водителя в обоих случаях идентичны (3,5*4,5 см, на белом фоне, без головного убора).

    Тахографы с 1 ноября 2019 года – что меняется в законе?

    Срок действия составляет 3 года, после чего держатель подаёт заявление в специализированную организацию, имеющую лицензию на право заниматься аналогичной деятельностью. Таким образом осуществляется замена просроченных и получение новых карт.

    Требование об обязательном оснащении транспортных средств тахографами

  • транспортных средств категорий М2, М3, осуществляющих городские регулярные перевозки в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 112, — до 1 июля 2019 г.
  • транспортных средств категорий М2, М3, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров в городском сообщении в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 112, — до даты, определенной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2019 г. N 382 «О категориях оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также видах сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 15, ст. 1753);
  • Таким образом срок установки тахографов на городской транспорт переносится на 1 июля 2020 года.

    В заключение хочу еще раз отметить, что не стоит откладывать установку тахографа на самый последний момент, т.к. в этом случае возможны серьезные очереди в установочных центрах.

    Удачи на дорогах!

    Наказание

    Право контролировать использование тахографов на территории РФ возложено на несколько учреждений о которых говорилось ранее.

    Тахографы с 1 ноября 2019 года – что меняется в законе?

    Уполномоченные специалисты данных ведомств имеют право осуществлять проверку и накладывать административное наказание по вышеназванной ст. 11.23 КоАП РФ.

    При обнаружении нарушений, перечисленных в статье, на нарушителя накладывается мера наказания в виде штрафа, в следующем размере:

    1. Ч.1 от 1 000 до 3 000 руб., для физлиц, от 5 000 до 10 000 руб., для должностных.
    2. Ч.2 от 1 000 до 3 000 руб. для водителей.

    Полные требования к тахографам можно почерпнуть из вышеприведённого приказа Минтранса № 36 и ряда сопутствующих ему документов, названных ранее.

    В них чётко прописаны условия первичной установки, дальнейшего обслуживания и утилизации устройств, в случае списания или продажи транспортного средства.

    Отдельно следует подчеркнуть, что любое отклонения и нарушение установленных законодательством требований может привести к дальнейшему возбуждению административного дела по ст. 11.23 КоАП РФ.

    Оцените статью
    БС Юрист
    Adblock detector