О допустимых степенях родства при вступлении в брак

Запрет близкородственных браков в Священном Писании и Предании Церкви

Господь в непосредственном откровении подтверждает запрет близкородственных браков: «Никто ни к какой родственнице по плоти не должен приближаться с тем, чтобы открыть наготу,  {amp}lt;…{amp}gt; чтоб и вас не свергнула с себя земля, когда вы станете осквернять ее, как она свергнула народы, бывшие прежде вас» (Лев. 18:6-28).

В Законе Моисея, в книге Левит, прямым обращением Бога к людям через пророка и боговидца Моисея воспрещаются браки в первых трех степенях родства (Лев. 18: 1-30) [4].

Воспрещался брак по прямому родству: с матерью, мачехой, матерью жены, с дочерью и женой сына (1-я степень), внучкой, дочерью приемного сына или дочери (2-я степень), а также в боковых линиях родства: с сестрой родной и сводной, сестрой жены, женой брата (2-я степень), теткой, женой дяди (3-я степень родства) [5].

Подобные преступления были преданы торжественному общенародному проклятию (Втор. 27:20-23). Именно за несоблюдение этих правил Иоанн Креститель обличал царя Ирода, говоря ему, что «недостоит ти имети Иродиаду, жену брата своего» (Мф. 14:3-4) [6].

Эти правила были полностью восприняты и христианской Церковью. Более того, христианские запреты родственных браков стали более строгими [7]. В дополнение к запретам книги Левит было запрещено после смерти жены жениться на её сестре (2-я степень), о чем не упоминалось в ветхозаветном законе, и вступать в брак с племянницей (3-я степень родства). Это утверждалось Правилами Апостольскими, поместными Соборами, правилами Святых Отцов [8].

«В христианской церкви с самого начала запрещен был брак 3-й степени боковой линии (Ап. 19) кровного родства. Амвросий Медиоланский в одном из своих писем отвечает, что  {amp}lt;…{amp}gt; воспрещение распространялось на племянников, иначе говоря — до 4-й степени боковой линии, и {amp}lt;…{amp}gt; всегда обращалось внимание на то, {amp}lt;…{amp}gt; чтобы вследствие брака {amp}lt;…{amp}gt; старшие родственники не очутились в положении младших, а младшие {amp}lt;…{amp}gt; не заняли бы места старших.

Это подтверждает и Василий Великий в своих правилах, в частности же в 87-м правиле. Так дело обстояло в отношении браков по кровному родству, равно и по свойству» [9].

Трулльский (Пято-Шестой Собор), бывший в 691-692 гг., подтвердив ранее принятые запреты для родственных браков, установил новые. Причиной стало то, что свт. Василий Великий «в правилах своих, некоторые из запрещённых браков исчислил, а весьма многое прешел молчанием, {amp}lt;…{amp}gt; дабы таковыми названиями не осквернить слова. {amp}lt;…{amp}gt; Но, поскольку через таковое молчание {amp}lt;…{amp}gt; естество само себя смешивало, мы признали нужным открыто изложить сие», — писали Отцы Собора.

Запрещался брак с дочерью брата своего (3 степень), отца и сына с матерью и дочерью (2 степень), отца и сына с двумя сестрами, так же как матери и дочери с двумя братьями (3 степень), двух братьев с двумя сестрами (4 степень). Также возбранялись браки по духовному родству, между восприемниками от крещения и родителями крестников.

О допустимых степенях родства при вступлении в брак

Впоследствии в 997 году при патриархе Сисинии II были запрещены браки до 6-й степени включительно, а в 1166 г. при патриархе Луке запрещены в кровном родстве до 7-й степени включительно [10].

В двухродном родстве браки были запрещены до 6-й, а в трехродном родстве до 4-й степени. Не допускалось, чтобы после браков младшие родственники становились старшими [11].

Запрещено венчать незнакомых, не принадлежащих к данному приходу людей: «бегунов и пришельцев, и не имущих своея си оседлости» [18]. О том, те ли они люди, за которых себя выдают, и позволительно ли им вступать в брак, можно судить только на основании их собственных слов, проверить которые сразу невозможно. В таких случаях лишь проведя тщательное расследование всех обстоятельств и получив благословение епископа, священник может венчать брак[19].

Даем определение

Определение близкие родственники по закону: кто это? В быту «родственниками» обычно именуют людей, объединенных:

  • происхождением от общего предка;
  • отношениями, проистекающими из усыновления/удочерения;
  • узами брака;
  • отношениями свойства.

Прямые родственники

Прямые родственники в семейном законодательстве– это представители разных поколений одной семьи, связь которых прослеживается по восходящей/нисходящей линии. Например: отец – сын, прабабушка – правнук. Поэтому ответ на вопрос, является ли бабушка близким родственником, позитивен во всех отраслях права.

Отдельно рассматривают родство по боковой линии. При определении его степени пользуются понятием «колено» – количество рождений, отделяющих родственников друг от друга в генеалогическом древе.

Речь идет о треугольнике, в котором учитываются рождения обоих родственников по прямой восходящей линии родства вплоть до их ближайшего совместного предка. Так, дядя и племянница – родственники третьего колена, поскольку их ближайший совместный предок – это отец/дед соответственно. А есть ли смысл отслеживать степень родства с дальними родичами?

О допустимых степенях родства при вступлении в брак

Зачастую есть. Применительно к наследованию имеет значение родственная связь по боковой линии вплоть до пятого колена. Оговорено, что наследниками шестой очереди выступают двоюродные племянники, дядья и тетки.

Пятая степень родства – последняя, имеющая юридическое значение при наследовании. При отсутствии правопреемников шестой очереди, к наследованию призываются лица, кровными родственниками наследодателю не приходящиеся – отчимы/мачехи, пасынки/падчерицы, иждивенцы.

При определении того, кто считается ближайшими родственниками, важно помнить о нормах института усыновления. Официально удочеренный/усыновленный ребенок по своему правовому статусу ничем не отличается от родных детей.

Взаимные алиментные и другие имущественные обязательства усыновителя и ребенка не прекращается и после достижения последним совершеннолетия. Усыновленный ребенок вливается в семью усыновителя вместе со своим потомством. Пример: дети удочеренной женщины считаются внуками удочерителя, правнуками родителей удочерителя. Это же касается и родичей по боковой линии.

Нельзя путать усыновление/удочерение с опекой/попечительством, отношениями между отчимом/мачехой и пасынком/падчерицей. Опекун/попечитель воспитывает, содержит и заботится о ребенке, которого принял в семью. Однако родичами (близкими или дальними) друг другу они не приходятся. Пока мачеха/отчим не усыновили детей супруга от второго брака, они им не родственники.

Браком в России признается моногамный, надлежащим образом зарегистрированный в компетентных органах (ЗАГС, сельсовет) союз взрослых разнополых людей. Фактическое сожительство невозможно признать браком даже в судебном порядке, в том числе – для раздела совместно нажитых активов и наследования. По этому поводу сложилась однозначная судебная практика.

Регистрация и расторжение брака влекут множество разнообразных правовых последствий. Муж и жена – это близкие родственники или нет? По этому поводу ведутся терминологические дискуссии, не в последнюю очередь обусловленные разностью формулировок, использованных в Семейном и Уголовно-процессуальном кодексах РФ.

Очевидно, что родственниками, то есть лицами, близкими генетически (по крови), они быть не должны. Хотя, и здесь все неоднозначно. Прямой запрет брака касается всех родичей по прямой линии и ближайших – по боковой. Семейный союз кузенов, дядьев/теток с племянниками и других лиц юридически возможен, хотя и осуждается обществом.

Ключевой особенностью взаимосвязи, основанной на браке, является сроковый и сознательный характер. Кровно связанными люди рождаются изначально. В брак вступают после совершеннолетия, исключительно по собственному желанию. Брачные узы могут быть прекращены. Человек, брак которого расторгнут, перестает быть наследником супруга по закону. Однако он может претендовать на алименты от бывшего супруга по нетрудоспособности.

Отношения свойства разной степени близости возникают между кровными родственниками каждого из супругов после заключения ими брака.

Свояками человеку приходятся, например, свекор/ тесть, свекровь/теща, сват, золовка, шурин. Круг близких родственников, определяемый федеральным законом, свояков не включает. В гражданском и семейном законодательстве о свояках не упоминается вовсе. В уголовном о них говорится как о «близких лицах»

Суть, вкладываемая человеком в понятие «родственники», зависит от его вероисповедания. По канонам христианства, близкими родственниками являются крестные мать/отец, крестники, кумовья.

Мусульмане приравнивают молочное родство к кровному. Мужчины, вскормленные грудью одной женщиной, считается братьями. Если женщина вскормила грудью чужого ребенка, он не может вступить в брак ее кровным отпрыском.

За непозволительные браки посылаются бедствия

Следует помнить, что Слово Божие предостерегает от беззаконных браков: «кто будет делать все эти мерзости, то души делающих это истреблены будут из народа своего», а если эти беззакония будут творить народы, то за это их «свергнет земля», которую они осквернили, то есть они со временем погибнут, вымрут, не оставят после себя потомства (Лев. 18:27-29).

Патриарх Сисиний писал, что за эти беззакония посылаются на людей землетрясения, язвы, голод, войны, засухи и другие наказания Божии: «Гнев Божии поселяется в дому их и в конец погубляет их» [12].

Близкие родственники в Уголовном праве — различия с Семейным кодексом

В Номоканоне сказано: «Священник аще в ведении благословит возбраненный брак от сродства, или кумовства, или четвероженства, или неимущь возраста, {amp}lt;…{amp}gt; да извержется, а брак да не будет тверд» [20], то есть подлежит расторжению.

Свт. Арсений Уральский пишет, что недостаток в кровном и других сродствах в единой степени исправляется двухлетней епитимией неядения мяса. Но если незаконность брака будет больше одной степени, то он в Церкви не принимается, а вступившие в него люди после того, как разойдутся, должны выполнить епитемию кровосмесников [21].

Согласно правилам свт. Василия Великого, «совокупление браком людей, состоящих в возбраненном для онаго родстве, аще усмотрено будет случившееся, яко грех человеческий, подлежит епитимии прелюбодеев». Им «да не будет позволено входити в дом молитвенный, доколе не отступят от беззаконнаго и гнуснаго действия» [22].

Матфей Властарь пишет, что «божественные правила определяют незаконные браки расторгать» [23].

является ли жена родственником мужу или нет

Мужчина и женщина, пребывающие в противозаконном браке, могут и должны «свободити себя от спряжения оного». Они, если в дальнейшем пожелают, могут невозбранно вступить в другие браки, если к тому не будет иных законных препятствий [24].

Понятие родства и свойства в семейном праве четко не определено. В тексте СК РФ параллельно используются такие категории как «родственник», «член семьи». Законодатель не разъясняет их содержания и соотношения логического объема. О свояках СК РФ не упоминает вовсе.

Предлагаем ознакомиться  Обязательно ли вступать в наследство после смерти родителей

Ст.2 СК РФ обозначила предмет правового регулирования отрасли как правоотношения членов семьи (супругов, детей, родителей) и других родственников. Исходя их такого определения кажется, что понятие «родственник» по своему содержанию шире, нежели «член семьи».

Но не все однозначно. Как ячейка общества, семья – это совокупность совместно проживающих людей, объединенных общим бытом. Член семьи – категория не столько биологическая, сколько социальная. Это важно, поскольку кровное родство не всегда подразумевает доверительные отношения. Иногда единоутробные братья и сестры не только не общаются, но даже не видятся.

Многие интересуются, является ли свекровь близким родственником по закону. Ответ однозначно отрицателен. Однако членом семьи при условии совместного проживания можно считать свекровь/тещу, свекра/тестя, пасынка/падчерицу, отчима/мачеху, иждивенца, не являющегося родственником. Категория «член семьи» значима для семейного, жилищного права и такой отрасли, как право социального обеспечения. Пример: члены семьи квартиросъемщика вправе претендовать на вселение в жилье вместе с ним.

В рамках СК РФ круг близких родственников определен в контексте обстоятельств, препятствующих браку. Вот кто по семейному кодексу является близким родственником:

  • представители одной семьи по прямой восходяще-нисходящей линии генеалогического древа независимо от степени удаленности;
  • усыновитель, усыновленный;
  • брат и сестра, имеющие хотя бы одного общего родителя.

Заключение брака между сводными детьми (отпрысками супругов от предыдущих браков) по умолчанию разрешено. Но ситуация в корне меняется, если один из супругов усыновил/удочерил ребенка второго. В этом случае у сводных детей будет общий родитель/усыновитель. Соответственно, заключить брак они не смогут.

близкие родственники по гражданскому кодексу рф

Круг лиц, которым брак запрещен ввиду родства, по СК РФ очень узок. Большинство россиян считают кровосмесительными браки между кузенами, дядя/тетями и племянниками и даже более дальними родственниками. Не венчают лиц, находящихся между собой в духовной связи. Речь идет о кумовьях, крестных родителях и крестниках.

Брак, кровные связи и свойство учитываются при регламентации разного рода имущественных и личных отношений. Наибольшее значение классификация родственных отношений имеет для следующих правовых отраслей и институтов:

  • семейное;
  • гражданское;
  • наследственное;
  • жилищное;
  • уголовное;
  • налоговое.

Те, кто является близкими родственниками согласно законодательству, пользуются рядом привилегий в публичных правоотношениях:

  • пребывание в браке или кровное родство с гражданином РФ упрощает получение вида на жительство и гражданства;
  • инициировать признание человека без вести пропавшим или умершим по общему правилу может брачный партнер или близкий родственник;
  • никто не обязан свидетельствовать против брачного партнера или родича в административном или уголовном производстве;
  • лицо, находящееся в заключении, кроме адвоката может требовать свиданий с супругом и близкими родственниками;
  • доходы, возникающие вследствие дарения недвижимости родичам, освобождены от уплаты 13- либо 30-процентного НДФЛ.

Близкие родственники по Гражданскому кодексу РФ пользуются следующими привилегиями в частноправовых отношениях:

  • родители имеют исключительное право воспитывать ребенка, дед/бабушка вправе общаться с ним;
  • родители/усыновители вправе действовать от имени малолетних детей без доверенности;
  • брак порождает взаимные обязанности по содержанию, причем взыскание алиментов на содержание бывшего супруга возможно после расторжения брака;
  • при отсутствии брачного контракта супруг, занятый ведением хозяйства и воспитанием детей, признается сособственником любых активов, приобретенных его брачным партнером по возмездным сделкам (купля-продажа, мена);
  • при отсутствии завещания члены семьи усопшего призывается к наследованию его активов в порядке, определяемом преимущественно кровным родством (первоочередными наследниками признаются супруг, родители, собственные и усыновленные дети наследодателя).

Важная особенность статуса супругов: если иное не прописано в брачном контракте, на общенажитые активы распространяется режим совместной собственности. На их дарение, продажу, обмен, передачу в залог/ипотеку требуется согласие второго супруга. Если речь идет о недвижимости или транспорте, согласие должно быть удостоверено нотариально.

Родство порождает и определенные ограничения. Близкие родственники не могут:

  • вступать в брак друг с другом;
  • занимать должности, предполагающие прямое подчинение (муниципальная и госслужба);
  • вести административное и судебное производство в отношении друг друга (если потерпевший или подсудный приходиться прокурору/судье родственником, последний обязан заявить самоотвод).

Близкие родственники пользуются рядом налоговых льгот при переоформлении недвижимости. Они особенно ощутимы при дарении.

Стоимость полученного в дар дома или квартиры считается доходом одаряемого и облагается НДФЛ по ставке 13% либо 30% (увеличенная ставка применяется к нерезидентам, большую часть календарного года пребывающим вне территории РФ). Поскольку базой обложения признается кадастровая стоимость недвижимости, речь идет о крупных суммах.

Рассмотрим, кто считается близкими родственниками при дарении и освобожден от уплаты НДФЛ. Это:

  • супруг;
  • родитель;
  • усыновитель;
  • дед/бабушка;
  • сын/дочь;
  • усыновленный;
  • внук;
  • брат/сестра, имеющие хотя бы одного общего родителя.

Переоформление недвижимости связано с уплатой пошлины за регистрацию перехода права собственности. Ее размер одинаков для родственников и посторонних и составляет 2 тыс. руб.

Нотариальному удостоверение дарственных на недвижимость в России не обязательно. Однако, если стороны все же решили прибегнуть к удостоверению сделки, сумма госпошлины будет разной для родственников и посторонних. Близкие родственники по гражданскому кодексу РФ заплатят не более 50 тыс. руб., остальные – до 100 тыс. руб.

Кроме Конституции уголовное производство регламентируют еще три нормативных акта:

  • кто является ближайшим родственником по законуУголовный кодекс устанавливает основания привлечения к ответственности, перечень уголовно наказуемых деяний и наказаний;
  • Уголовно-процессуальный – оговаривает процедуру досудебного расследования и судопроизводства в криминальном деле;
  • Уголовно-исполнительный – устанавливает способ исполнения и порядок отбывания наказания, назначенного осужденному судом.

В каждом из трех кодексов упоминается о родственниках и «близких лицах». Рассмотрим на примерах.

  1. Жизнь и здоровье близких родственников представителей власти признаются самостоятельными объектами уголовно наказуемых посягательств против порядка управления (ст.318 УК РФ).
  2. Осужденные к лишению свободы, а при экстраординарных обстоятельствах – также к аресту, вправе иметь свидания с близкими родственниками, звонить им (ст. 69 УИК РФ).
  3. Один из близких родственников или другое доверенное лицо по выбору осужденного может защищать его в суде совместно с адвокатом, а если дело находится в производстве мирового судьи – вместо адвоката (ст. 49 УПК РФ).

Определение понятий «близкие родственники» и «близкие лица» содержится в ст.5 УПК РФ. Сегодня они поддаются острой критике. Формулировки этих норм приводят многих ученых и практиков к мысли, что составители УПК РФ игнорировали существование семейного законодательства.

Рассмотрим, кто является ближайшим родственником по закону согласно УПК. Это:

  • супруг;
  • родитель;
  • удочеритель/усыновитель;
  • дедушка/бабушка;
  • ребенок;
  • удочеренная/усыновленный;
  • внук;
  • родной брат/сестра.

При определении круга ближайших родственников законодатель пошел путем простого перечисления. Это не единственный путь. Для сравнения, предписания Налогового кодекса по поводу налоговых льгот, положенных родичам, имеют отсылочных характер.

В НК РФ установлены льготы ближайшим родственникам и членам семьи как таковые. Круг льготников законодатель предписывает выяснять из содержания СК РФ (например, ст.208 НК РФ). Это гораздо логичнее, поскольку позволяет избежать ошибок и неточностей. А неточности такого рода неизбежны.

  1. кто относится к близким родственникамНепонятно, является ли жена родственником мужу или нет. Исходя из формулировки ст.5 УПК, ответ должен быть положительным. И это несмотря на то, что СК РФ рассматривает супругов отдельно от родственников ввиду специфики их связи и отсутствия кровного родства.
  2. Признав близкими родственниками родных братьев/сестер, законодатель не раскрыл сути этой категории. В итоге не ясно, входят ли в нее:
  • неполнородные братья/сестры;
  • дети, один из которых усыновленный.

Кроме близких родственников, в УПК РФ также упоминаются «близкие лица». Согласно ст.5 это люди:

  • состоящие с потерпевшим/свидетелем в родстве/свойстве;
  • благополучие которых важно для потерпевшего/свидетеля в силу других личных отношений.

Общие понятия брачного родства

В реальной жизни выполнение правил о допустимом брачном родстве и в древности, и теперь сталкивается с трудностями. Речь идёт не просто о схемах родственных отношений, за ними стоят живые люди, их судьбы и судьбы их детей, человеческое счастье и несчастье, а главное, вечная участь их душ. Враг спасения, играя на человеческих страстях, соблазняет людей желать браков в недозволенных степенях родства.

В России после реформ патриарха Никона общины староверов оказались в чуждом им «никонианском» окружении и могли заключать браки только в среде своих единоверцев. В условиях гонений венчание браков совершалось украдкой, нередко в отдаленном приходе, священнику которого было некогда выяснять, состоят ли брачующиеся в допустимом родстве или нет.

Ситуация стала ещё более сложной в советское время, когда немногие православные верующие семьи, в которых были женихи и невесты, оказались в окружении огромной массы атеистического населения. Брак с иноверным или атеистом запрещён правилами и зачастую окончился бы полным отпадением от веры. В этих стесненных обстоятельствах гонительного времени многие священники руководствовались подходом «по нужде и правилу бывает пременение».

В наше время гонения остались позади. Однако осталась проблема породнения жителей традиционно старообрядческих сёл России, Украины, Молдавии или потомственных прихожан храмов в крупных городах. Теперь в большинстве случаев выбор спутника жизни совершается не по воле родителей, а по личному желанию, «по красоте».

кто считается ближайшими родственниками

Даже в традиционно старообрядческих местах и приходах молодёжь малоцерковна, часто живёт «по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христе» (Колос. 2:8). Если их отказываются венчать из-за недопустимого родства, они нередко вступают или угрожают вступить в невенчанное сожительство, и священник оказывается перед нелегким выбором.

Ситуация осложняется тем, что в наше время церковный брак не имеет юридической силы, а гражданское законодательство не возбраняет близкородственные браки, запрещённые Церковью [13]. Как никогда справедливо звучат слова свт. Василия Великого: «Аще кто желает брака по закону, то ему отверста вся вселенная.

Стеснённые обстоятельства, возможно, и могут позволить в каких-то случаях браки в более близких степенях, чем это требуют правила. Однако не следует забывать, что исключения не могут стать всеобщим правилом. Господь установил запреты на близкородственные браки из любви к людям, чтобы не допустить вырождения рода человеческого.

В одном старообрядческом селе на юге бывшего СССР авторитетные старики уговорили священника обвенчать брак недопустимо близкой степени родства, поскольку другие женихи были неверующими или никонианами. Священник поддался этим уговорам. Молодым людям, вступившим в этот брак, пришлось нести тяжелый крест, так как все рождающиеся у них дети были психически нездоровы.

«Землетрясения, язвы, голод, войны, засухи и другие наказания Божии» посылаются не только как наказание, но и как спасение, поскольку исторические потрясения и бедствия зачастую приводят к переселению людей на новые места жительства, перемешивают население, предотвращая тем самым близкородственные браки.

Близость родства определяется линиями и степенями. Степень (по-славянски «ступень») — связь одного лица с другим посредством рождений. Например, отец состоит с сыном в первой степени родства, с внуком — во второй и т. д.

Между супругами устанавливается нулевая степень родства, при подсчетах степеней родства муж и жена считаются как один человек, согласно словам Евангелия о супругах: «неста два, но плоть едина» (Матф.19:5-6).

Предлагаем ознакомиться  Как можно собственнику выписать и выселить прописанного человека из частного дома без его согласия - нюансы процедуры, основания, документы, образцы заявлений

Колено — то же, что и слово «поколение». В этом же смысле иногда используется в славянском языке и слово «род». Например, слова заупокойной молитвы «память их от рода и в род» означают «память из поколения в поколение».

кто по семейному кодексу является близким родственником

Линия — это связь непрерывно продолжающихся степеней родства между поколениями, например, от отца к дочери и внуку.

Допустимые и недопустимые степени родства одинаково исчисляются как для мужчин, так и для женщин. Например, как дядя не может жениться на своей племяннице (третья степень родства), так и тётя не может выйти замуж за племянника.

При церковно-канонических определениях степеней родства между людьми обычно подразумеваются семейно-родственные отношения, возникающие в результате законных христианских браков. Однако, согласно церковным каноническим правилам, таким же образом, на основании факта рождения, считаются степени родства и между людьми, рожденными вне христианского венчанного брака, как в случае государственной регистрации супружества, так и при явном блудном сожительстве. Возникающие при этом близкородственные связи так же являются препятствием для христианского брака, как и родство в венчанном браке [25].

По мнению некоторых современных знатоков церковных правил, это остаётся в силе и в том случае, если блудное сожительство имело место до крещения человека. Хотя в Таинстве Крещения и происходит полное оставление совершенных ранее грехов, но кровные родственные связи по плоти не упраздняются [26].   

Выяснение возможности вступления в брак

Священник, согласно Кормчей, должен познакомиться с брачующимися («кто и каковы суть»), узнать перед браком, нет ли между желающими брачиться препятствия, возбраненного правилами: духовного или плотского родства, позволяет ли им возраст вступать в брак. Если священник, к которому обратились для венчания брака, узнает о его незаконности, в том числе о недопустимо близком родстве брачующихся, то «браку беззаконному причетнику не венчати», чтобы «к чужим грехом себе да не приобщати» [15].

Если же «приключится подозрение или ина какова важная вина», то вопрос рассматривается епископом («рассуждению епископову сия да подлежит»), чтобы брак не был расстроен из-за клеветы («яко от зависти и лукавства неких лиц препято быти может супружество»). Если не выявилось препятствий к браку или епископ признал их несостоятельными, «иерей да обручит, или и венчает их невозбранно» [16].

 «Венчание и благословение супружества» не должно быть тайным, на дому, а должно совершаться «в церкви перед людьми», при свидетелях [17].

Заключение

Регламентация родственных отношений в России имеет ситуативный характер. Основания считаться «родственниками» или «ближайшими родственниками» дает кровная связь или отношения, основанные на усыновлении.

Вопрос о том, следует ли считать родственниками супругов, спорен. Однако все льготы, предоставленные ближайшим родственникам, законодатель распространил и на брачных партнеров. Среди прочего они признаются первоочередными наследниками, пользуются налоговыми льготами при отчуждении недвижимости.

В категорию «члены семьи» супруг и несовершеннолетние дети входят всегда, остальные родичи – при условии совместного проживания.

Свояки потерпевших/свидетелей признаются их близкими лицами для целей уголовного производства. Правоохранитель, прокурор, судья не должен вести дел своих свояков, поскольку это может вести к необъективности.

Родство однородное (кровное)

Существуют различные виды родства между людьми. Родство однородное или кровное (единокровное) связывает всех людей мужского и женского пола, происходящих от одного родоначальника, даже если не все они носят одну фамилию.

Родство по восходящей линии идет от человека к его предкам — отцу (матери), дедушке (бабушке), прадедушке (прабабушке) и т.д.

Родство по нисходящей линии идет от человека к его потомкам: детям, внукам, правнукам и т.д. независимо от пола.

В родстве однородном (кровном) браки по прямым нисходящим и восходящим линиям полностью запрещаются в любых степенях. То есть, запрещены браки между родителями и детьми, дедом и бабкой и внуками и т.д. во всех поколениях.

Побочное кровное родство или родство по боковой линии возникает между людьми, имеющими общих родоначальников, но не связанных между собой по прямой линии. В таком родстве находятся братья и сестры родные, двоюродные и троюродные, дяди и тёти с племянниками и племянницами, внучатые племянники, то есть внуки родных братьев или сестер и т.д.

В родстве однородном (кровном) побочном (боковом) браки воспрещаются до седьмой степени родства и разрешаются начиная с восьмой степени и далее[27]. То есть браки запрещены между родными, двоюродными и троюродными  братьями и сестрами, но разрешены для четвероюродных братьев и сестер [28].

Также в однородном (кровном) родстве запрещены все браки между дядями (тетями) и племянниками (племянницами) всех степеней родства, меньших восьмой. Например, родной дядя не может жениться на родной племяннице (дочери брата), потому что они в третьей степени родства [29]. Малый (двоюродный) дядя не женится на  малой  (двоюродной) племяннице, дочери двоюродного брата своего, потому что они в пятой степени родства [30].

Родство по усыновлению (удочерению)

В 24-й новелле императора Льва Мудрого (конец IX — начало X вв.) предписывается совершать усыновление с совершением особого церковного чина. Этот чин «бываемый, в чадотворении» включен в славянский старопечатный большой Потребник (глава 36). Он совершается священником, состоит из особой малой ектеньи и трех молитв. После совершения этого чина усыновители становились для усыновленных вместо родителей, а приемные дети вместо родных детей [31].

кто является близкими родственниками согласно законодательству

В отношении запрещённых и разрешённых браков родство по усыновлению должно соблюдаться так же, как и кровное родство. Усыновитель (усыновительница) и усыновленный (удочеренная) не могли вступать в общение брака друг с другом (первая степень родства). Усыновитель не мог жениться на усыновленной так же, как на родной дочери [32].

Усыновленный сын не может жениться на жене своего названного отца после его смерти как на матери. Усыновитель не может взять в жены после смерти усыновленного сына его жену [33]. Приемный сын не может жениться на матери жены названного отца (она вместо бабки, вторая степень), ни на сестре её матери (она вместо великой тетки, четвертая степень).

Совершение браков между усыновленными и естественными (и сводными) детьми усыновителя воспрещалось так же, как и между родными братьями и сестрами (вторая степень родства). Усыновленный не может жениться ни на дочери, ни на падчерице своего названного отца, так как он приходится им вместо родного брата (вторая степень родства) [34].

Приемный сын не может жениться на дочери сына своего названного отца (он ей дядя, третья степень родства), ни на внучке (четвертая степень родства).

Родство двухродное через второй брак

Двухродное родство (свойство) объединяет посредством брака два рода. Оно создает родственные связи между единокровными родственниками мужа и единокровными родственниками  его жены.

Свойственниками называются родственники по мужу, по жене. Свояченица — сестра жены, свояк — её муж. Свояки — женатые на двух сестрах. Иногда свояками называют вообще всех родных по свойству. Сват и сватья — родители молодых супругов и их родственники, породнившиеся через брак (сватовство).

Степени двухродного родства считаются так же, как и в кровном родстве, при этом степени кровного родства между родными мужа и родными жены складываются.

В двухродном родстве, в котором сочетаются два рода, браки разрешаются в шестой степени родства, если при этом не смешиваются родственные имена (поколения), то есть младшие родственники через брак не становятся старшими родственниками [35].

Например, мой брат находится со мной во второй степени родства, сестра моей жены по отношению к ней также во второй степени. При этом два родных брата не женятся на двух родных сестрах, так как между ними четыре степени и смешиваются имена (братья становятся свояками) [36].

Родной дядя и племянник не женятся на матери и дочери, так как между ними четвертая степень родства [37].

Племянник мужа может жениться на племяннице жены, так как между ними шестая степень родства и родственные имена не смешиваются (не роднятся со старшими родственниками) [38].

Если в двухродном родстве происходит смешение родственных имен, то такие браки запрещаются и в шестой, и в седьмой степени родства. Например, два родных брата не женятся на тетке и племяннице, так как пятая степень родства и племянница становится невесткой [39].

Два родных брата не женятся на двух двоюродных сестрах, так как, хотя между ними и шесть степеней, но двоюродные сестры становятся соневестками [40].

Таким же образом запрещаются и другие подобные браки. Причем в некоторых случаях отдаленного родства седьмой степени у древних авторитетных канонистов существуют разногласия по поводу их допустимости.

определение близкие родственники по закону кто это

Церковные правила не одобряют второй брак, но допускают его в случае смерти одного из супругов или церковного расторжения брака для невиновной в этом стороны [41].

После смерти жены муж не может жениться на её сестре так же, как и на своей родной сестре (2-я степень родства) [42]. Не может он жениться ни на племяннице покойной жены (3-я степень) [43], ни на дочери племянницы (4-я степень) [44], ни на внучке её (5-я степень) [45]. Не может он жениться на двоюродной сестре своей жены (4-я степень) [46], на дочери двоюродной сестры (5-я степень) [47], ни на троюродной сестре (6-я степень) [48].

Второбрачные супруги так же, как и первобрачные, находятся в нулевой степени родства. При вступлении во второй брак людей с детьми в случае рождения ими после этого совместных детей в одной семье могут оказаться полнородные, неполнородные и сводные дети.

Полнородные братья и сестры имеют двух общих родителей.

Отчим — второй муж матери (неродной отец). Мачеха — вторая жена отца (неродная мать). Неполнородные братья и сестры имеют одного общего родителя: единокровные дети — от одного отца, но разных матерей, единоутробные дети — от одной матери, но от разных отцов.

Пасынок — сын мужа от 1-й его жены или сын жены от 1-го её мужа. Падчерица — дочь мужа от 1-й жены или дочь жены от 1-го мужа.

Сводные братья и сестры — пасынки и падчерицы между собою. Они имеют разных родителей и породняются в результате вступления родителей во второй брак.

По церковным правилам, степени в сводном родстве исчисляются так же, как и в кровном родстве. Все их дети: полнородные, неполнородные и сводные состоят между собою в том же родстве, что и родные, то есть являются братьями и сестрами.

Сводный брат не может жениться на своей сводной сестре (вторая степень родства), ни на её дочери, сводной племяннице (третья степень родства) [49].

Если продолжать эту линию родства, то он не может жениться ни на внучке своей сводной сестры (четвертая степень), ни на её правнучке (пятая степень). Разрешен будет брак только на внучке в четвертом колене, праправнучке своей сводной сестры  (шестая степень родства и роды не смешиваются) [50]. Однако на практике в таком браке будет слишком большая разница в возрасте между брачующимися.

Предлагаем ознакомиться  Написали завещание не родственникам

Пасынок состоит в отношении с мачехой в первой степени родства, как с родной матерью [51].

Поэтому пасынок не может жениться на родной сестре мачехи, как на своей сводной тетке (третья степень), ни на её дочери, своей сводной двоюродной сестре (четвертая степень) [52].

Если продолжать эту линию родства, то пасынок не может жениться на дочери своей сводной двоюродной сестры (пятая степень родства), но может жениться на её внучке (шестая степень родства и роды не смешиваются) [53].

Сын пасынка может жениться на внучке сестры мачехи, своей сводной тетки (шестая степень и имена не смешиваются) [54].

Возможны и многие другие схемы родственных отношений, при которых браки допустимы и недопустимы. Они приведены в специальной литературе.

Я не могу жениться, после смерти моей сестры и её мужа, на его второй жене (вторая степень родства) [57].

Я не могу жениться на матери второй жены моего брата, его свекрови (третья степень родства) [58].

Я могу взять в жены, по смерти её первого мужа, жену шурина моего брата (четвертая степень родства) [59].

Однако я не могу жениться на жене умершего двоюродного брата моей покойной жены. Мы фактически вошли в кровное родство, поскольку с нашими бывшими супругами стали единой плотью, и такой брак в четвертой степени недопустим [60].

Отец (после смерти жены) женится на своячнице (сестре жены) шурина (брата жены) своего сына, между ними пять степеней [61].

Препятствием для таких браков также становится возможность смешения родов (поколений), когда младшие родственники посредством брака могут стать старшими родственниками, что недопустимо.

Я не могу жениться на падчерице дочери жены двоюродного брата моей первой жены. Хотя мы с ней в пятой степени родства, что допустимо, однако после такого брака будет смешение родов (поколений), и дочь станет двоюродной невесткой своей матери [62].

Родство трехродное

Трехродное родство образуется тогда, когда три чужих ранее рода роднятся при помощи браков. Родство также считается по линиям, и количество степеней слагается в общую сумму. Вначале рассмотрим случаи, когда два брака, создающие трехродное родство, существуют одновременно.

Сестра Анна и брат Фома относятся к первому роду. Муж Анны, Петр, относится ко второму роду, а жена Фомы, Марфа, — к третьему. Между Петром и Марфой вторая степень родства [55].

Из трех родов Анна и Фома называются средним родом, а Петр и Марфа называются крайними родами. Чем больше крайние роды удаляются от среднего, тем больше становится возможностей для вступления в брак, и наоборот.

В трехродном родстве (свойстве), благодаря присоединению третьего рода, браки разрешаются начиная от четвертой степени.

Шурин (брат жены) одного из братьев может жениться на своячнице (сестре жены) другого брата, между ними шестая степень родства [56].

Отношения родства между разведёнными супругами

Родственники разведённых супругов продолжают оставаться в отношениях так называемого фиктивного свойства. Кормчая в связи с этим упоминает только о запрете брака между одним из разведённых супругов и сыном (дочерью) другого супруга от другого брака (свойство первой степени) [63].

Например, Петр состоял в браке с Анной, потом они развелись. Анна вышла второй раз в брак за Андрея, у них родилась дочь Наталья. После совершеннолетия Натальи Петр не может на ней жениться.

В византийскую эпоху разводы супругов случались редко, и, возможно, поэтому этот вопрос канонистами не был подробно разработан. В наше время разводы стали массовым явлением. Поэтому вопрос о возможности браков между потомками разведённых супругов приобретает большое значение.

Считаем, что, поскольку даже блудная связь создает в происшедшем от него потомстве такое же родство по плоти, как и в законном браке, то представляется обоснованным по образу этого исчислять родство между потомством разведённых супругов.

В этом случае дети, родившиеся у разведённых супругов в разных браках, считаются сводными братьями и сестрами, и степени допустимого родства для заключения браков между ними такие же, как в однородном (кровном) родстве (то есть до восьмой степени).

Родство духовное

Духовное родство возникает при восприятии младенца во время совершения Таинства Крещения [64].

Восприемник и (или) восприемница должны заботиться о духовном воспитании своего крестника или крестницы, и поэтому, по благодати, становятся вторыми родителями новокрещённого.

Должен быть один или два восприемника? На этот счет есть разные указания. Кормчая упоминает одного восприемника [65]. Стоглавый собор даёт четкое правило об одном крестном [66]. При этом с древности существует и стал узаконенным обычай иметь обязательно при крещении кума и куму, то есть восприемника и восприемницу. Номоканон при Большом Потребнике упоминает крестных отца и матери одного ребёнка [67].

В первой половине XIX века на Рогожском «исполнялся издревле существующий и церковью узаконенный уже обычай — иметь обязательно при святом крещении кума и куму, то есть восприемника и восприемницу, как для мальчика, а равно и для девочки» [68].

Восприемниками признаются только бывшие при крещении, совершаемом священником (а не мирянином) [69].  Нельзя в крестные записывать заочно людей, на крещении не присутствующих.

Крестными не могут быть ближайшие родственники по плоти.

«При крещении не могут воспринимать:

  • брат брата или сестру, сестра брата или сестру;
  • дед или бабка своих внуков;
  • племянник или племянница – своих дядю или тетку.

Не могут быть восприемниками одного младенца:

  •  отец с дочерью;
  • мать с сыном;
  • родители мужа и жены (сватья)».

При этом смешивается родство плотское и духовное [70]. 

Степени духовного родства исчисляются иначе, чем при родстве плотском.

Родной отец ко всем своим детям по плоти состоит в первой степени родства.

Восприемник в первой степени родства состоит только к своему крестнику, с его отцом (кумом) состоит во второй степени, как с братом.

С родным братом крестника, если он его не крестил, восприемник стоит в третьей степени родства, как с племянником [71].

Духовное родство накладывает брачные ограничения между крестными и их крестниками.

В 53-ем правиле Шестого Вселенского Собора (Трулльского) сказано, что «сродство по духу есть важнее союза по телу». Исходя из этого некоторые канонисты считали, что родство по крещению должно считаться так же, как и кровное, и браки в нём запрещены до седьмой степени включительно.

Однако большинством древних канонистов это мнение не было поддержано. Причина была в том, что всякое постоянно проживающее в одной местности население через несколько поколений начинает породняться до такой степени, что это начинает создавать трудности для дальнейших браков. Если и по духовному родству в тех же степенях запрещать браки, то они станут совсем невозможными. Поэтому браки при духовном родстве запрещаются лишь в нескольких оговоренных случаях.

Крестный отец и крестная мать одного крестника (крестницы) не могут вступать между собою в плотской брак[72].

В двести девятой статье Номоканона при Большом Требнике сказано: «Аще муж и жена крестят единому человеку дитя, повелеваем, к тому не смеситися друг другу, понеже кумове вменяются».

Из этого же правила следует, что супруги не могут стать крестными родителями одного крестника, так как после этого они должны прекратить супружеское сожительство.

В Кормчей на листе 551 сказано, что человек, ставший восприемником своему родному сыну, разлучается со своей женой, так как сделал её себе духовной сестрой [73].

Запрещён брак между восприемником и крестницей, как между отцом и дочерью[74].

Не может он жениться и на дочери крестницы[75].

А также запрещён брак восприемника с родной матерью восприемницы, кумой, как с сестрой[76].

В духовном родстве запрещены браки в боковых линиях до 3-й степени включительно.

Сын восприемника не может жениться на своей сестре по крещению, ни на её матери, ни на её дочери [77].

Иногда брак запрещается и в 4-й степени духовного родства. Дети крестного и родные братья и сестры крестника (другие дети кума) не могут вступать между собой в брак, хотя между ними четвертая степень родства.

Но уже в пятой степени браки разрешаются, то есть сын крестника может жениться на внучке кумы.

Тем более разрешен брак между внуками крестника и кума (шестая степень) [78].

По нисходящей линии духовное родство между крестным (крестной) и крестником (крестницей) является препятствием к браку до седьмой степени включительно, подобно кровному родству. То есть брак между родными детьми крестного (крестной) и крестника (крестницы) разрешается только в восьмой степени [79].

Крестовые брат и сестра, имеющие одного крестного, не могут вступать в брак.

Если один человек в разное время был крестным детей мужского и женского пола от разных родителей, то все они, хотя и не имеющие плотского родства, становятся крестовыми братьями и сестрами и не могут вступать между собою в брак (вторая степень родства) [80].

Во многих храмах крестными бывают одни и те же люди, например, сотрудники храма, пономарь и свечница. В этом случае все крещенные ими дети в будущем не должны вступать между собой в браки. Чтобы избежать такой ситуации, надо в храме среди сотрудников иметь одну пару особых восприемников для мальчиков, и другую пару особых восприемников для девочек. Возможно, в соответствии с 17-ой главой Стоглавого собора, вернуться к практике одного восприемника для мальчиков и одной восприемницы для девочек.

Если муж был восприемником одного младенца, а его жена другого, то эти дети не могут вступать в брак между собою так, как будто их крестил один восприемник (муж и жена считаются одной плотью) [81].

Но в детях крестовых братьев и сестер родства не имеется (согласно Кормчей, лист 551, где последующее нисходящее родство не указано).

О допустимых степенях родства при вступлении в брак

Свт. Арсений Уральский писал, что, хотя «Номоканон же и здесь простирает сродство до 8 степени, но за невозможностью сего высчитывать, сего нигде ни наблюдается» [82].

Оцените статью
БС Юрист
Adblock detector