Об охраняемой законом тайне в трудовых отношениях

Порядок создания и введения в действие положений о защите тайн

Нередко руководители организаций поручают юридическим службам разработать проект положения о защите любой конфиденциальной информации своей организации. В настоящее время действует ряд законов, содержащих упоминание о различных видах тайн. Одним из основных законов, связанных с трудовыми отношениями, является Федеральный закон от 29 июля 2004 г.

N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (в ред. от 24 июля 2007 г., далее — Закон о коммерческой тайне). В других законах упоминаются следующие виды тайн: налоговая, служебная, личная, семейная, банковская, военная, тайны страхования, завещания, усыновления (удочерения) ребенка, переписки (переговоров, сообщений) с помощью различных средств связи, совещаний судей, персональных данных работника, следствия, голосования, профессиональная, медицинская, врачебная, нотариальная и др.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Однако в формальном смысле охраняемых законом тайн не так уж и много, ибо соответствующие правовые механизмы, обеспечивающие процедуру охраны ряда вышеуказанных тайн, во многих нормативных правовых актах отсутствуют, что позволяет признать их декларативными, так как соблюдение любой тайны предполагает в какой-то степени ограничение прав и свобод граждан России, что в силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ (в ред. от 30 декабря 2008 г.) возможно только на основании федерального закона.

Тем не менее в соответствии с пп. «в» п. 6 ст. 81 Трудового кодекса РФ (в ред. от 17 июля 2009 г., далее — ТК РФ или Кодекс) за разглашение охраняемой законом тайны, а именно: государственной, коммерческой, служебной и иной, ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе за разглашение персональных данных другого работника, допустимо расторжение трудового договора по инициативе работодателя.

Как видно из приведенного выше перечня тайн, охраняемых законом, непосредственно к трудовому праву имеют отношение государственная, коммерческая тайна, тайна о персональных данных работника, а также иные тайны, ознакомление с которыми происходит в силу специфики деятельности отдельных категорий работников, например врачебная тайна.

Об охраняемой законом тайне в трудовых отношениях

Как известно, государственной тайной считаются защищаемые государством сведения о его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб его безопасности. В свою очередь, коммерческой тайной является конфиденциальная информация, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Персональные данные работника в соответствии со ст. 85 ТК РФ — это информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника. Но в самом ТК РФ отсутствует определение значения понятия «персональные данные», его можно найти во вступившем в силу со 2 февраля 2007 г.

Федеральном законе от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон о персональных данных). Согласно п. 1 ст. 3 указанного Закона персональные данные — это любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.

А вот такие понятия, как «служебная тайна» и «иная тайна», за разглашение которых может быть уволен работник, в ТК РФ не раскрыты. При отсутствии легальной дефиниции служебной тайны в юридической литературе это понятие интерпретируется как конфиденциальная информация, связанная с профессиональной деятельностью юридического или физического лица.

Одновременно хотим обратить внимание, что с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса РФ (в ред. от 8 ноября 2008 г., далее — ГК РФ) в ст. 1465 закреплено такое понятие, как «секрет производства» (ноу-хау), которое тесно связано с трудовыми отношениями. Из определения данного термина следует, что это сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

В свою очередь, в ст. 1470 ГК РФ отражено такое понятие, как «служебный секрет производства», под которым понимается исключительное право на секрет производства, созданный работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя. При этом служебный секрет производства принадлежит работодателю.

Гражданин, которому в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя стал известен секрет производства, обязан сохранять конфиденциальность полученных сведений до прекращения действия исключительного права на секрет производства. Здесь следует заметить, что в отличие от ГК РФ в ТК РФ нет даже упоминания о таких понятиях, как и нет определения понятия «конфиденциальная информация».

Предлагаем ознакомиться  Право врача отказаться от пациента

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Все эти пробелы в понятийном аппарате заставляют обратиться к толковым словарям {amp}lt;1{amp}gt; и выяснить значение тех слов и фразеологических выражений, которые несут правовую нагрузку терминов, но не раскрыты в законах.

Итак, конфиденциальная информация — это сведения (сообщения, данные) секретного или доверительного характера независимо от формы (устная, письменная, электронная или иная) их представления, осведомляющие о положении дел и (или) о состоянии чего-нибудь.

Служебная тайна — это любая информация, связанная с профессиональной деятельностью (коммерческой или любой иной) физического или юридического лица, а также персональные данные о его работниках, доступ к которой ограничен на основании законов Российской Федерации, за исключением сведений, подлежащих распространению в установленных теми же законами случаях. В свою очередь, термин «профессиональная деятельность» — это основной род занятий, в частности, им может быть и трудовая деятельность.

Исходя из сказанного видно, что понятие «конфиденциальная информация» имеет наиболее широкое значение и является родовым понятием, охватывающим любой вид тайн. Данный вывод подтверждает и содержание Указа Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» (в ред.

от 23 сентября 2005 г.), хотя, на наш взгляд, он сужает значение понятия «конфиденциальная информация». Но тем не менее данный Указ, обобщая сведения конфиденциального характера, называет служебную тайну служебными сведениями, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГК РФ и иными федеральными законами.

Представляется необходимым выяснить, что подразумевается в ТК РФ под «иной тайной», за разглашение которой могут уволить работника, а также возложить на него материальную ответственность в полном размере на основании п. 7 ч. 1 ст. 243 ТК РФ. Дело в том, что, пока в законодательстве о труде не будет раскрыто понятие «иных тайн», привлечь работника к любому виду юридической ответственности за их разглашение, по нашему мнению, проблематично.

В связи с этим потребуется конкретизировать в ТК РФ ранее указанные виды тайн либо прямо указав их, например медицинская, врачебная, нотариальная и др., либо косвенно, в частности путем отсылки к иным законам, связав их с конкретной трудовой деятельностью лиц, которые с ними надлежащим образом ознакомлены и предупреждены о запрете их разглашения.

Рассмотрим кратко на примере охраны персональных данных работника нормативную базу, регламентирующую порядок защиты этого вида тайны.

Следует заметить, что введение в действие таких положений должно быть утверждено соответствующим компетентным органом. Однако на практике нередко приходится сталкиваться с фактами утверждения этих положений некомпетентным органом. Так, согласно пп. 8 п. 2 ст. 33 Федерального закона от 8 февраля 1998 г.

N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (в ред. от 19 июля 2009 г., далее — Закон об ООО) к исключительной компетенции общего собрания участников общества относится, в частности, утверждение документов, регулирующих внутреннюю деятельность общества, а на практике рассматриваемые нами положения утверждаются практически во всех организациях его исполнительным органом.

Здесь считаем необходимым обратить внимание читателей на содержание ст. 8 ТК РФ, где в императивных нормах установлено следующее. Работодатели, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее — локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

В случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

Предлагаем ознакомиться  Как пережить развод с мужем: советы психолога и мой опыт

Охрана персональных данных работника

Прежде всего отметим, что в ТК РФ защите персональных данных работника посвящена отдельная гл. 14, содержащая шесть статей (85 — 90), охватывающая не только процедуру обработки, хранения и использования персональных данных работодателем, но и ответственность лиц, виновных в нарушении установленного порядка защиты этих данных. Из ст.

90 ТК РФ следует, что лица, виновные в нарушении норм, регулирующих получение, обработку и защиту персональных данных работника, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Кодексом и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.

Так, в частности, санкции административного характера определены в ст. 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях (в ред. от 24 июля 2009 г., далее — КоАП РФ), где установлено, что нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 руб.; на должностных лиц — от 500 до 1000 руб.; на юридических лиц — от 5000 до 10000 руб.

В связи с вышеизложенным отметим, что Закон о персональных данных восполнил часть пробелов и устранил отдельные неточности, содержащиеся в гл. 14 ТК РФ «Защита персональных данных работника». Кроме того, следует учесть, что 2 февраля 2006 г. вступил в действие Федеральный закон от 19 декабря 2005 г.

Содержание этой Конвенции, по нашему мнению, не в полной мере учтено в Законе о персональных данных. Так, в соответствии со ст. 6 Конвенции автоматизированной обработке не могут подвергаться данные работников личного характера, касающиеся расовой принадлежности, политических взглядов, религиозных или других убеждений, здоровья, половой жизни, судимости, если внутреннее законодательство не устанавливает соответствующих гарантий. В п. 1 ст.

10 Закона о персональных данных, где перечислены категории персональных данных, требующих особой защиты, нет вообще упоминания о судимости. Поэтому в п. 3 этой статьи сказано, что обработка персональных данных о судимости может осуществляться государственными органами или муниципальными органами в пределах полномочий, предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иными лицами в случаях и в порядке, которые определяются в соответствии с федеральными законами.

Например, в ст. 331 ТК РФ на работодателя возлагается обязанность недопущения к педагогической деятельности лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления. Однако работодатель не может выполнить эти требования ввиду отсутствия у него правовой возможности самостоятельно запросить такие сведения у соответствующих государственных органов, ведущих реестр судимых лиц.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Перечень документов, которые работодатель имеет право требовать от работника при поступлении на работу, четко указан в ст. 65 ТК РФ, и в нем не указаны документы, подтверждающие отсутствие судимости у отдельных категорий работников, имеющих ограничения к осуществлению отдельных видов трудовой деятельности. Правда, в ч.

2 этой статьи есть оговорка, что в отдельных случаях с учетом специфики работы Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов, но в нормативных правовых актах, связанных с трудоустройством судимых лиц, на них не возложена обязанность представлять об этом сведения.

Так, нормы гл. 6 УИК РФ не налагают на работника обязанность информировать работодателя о своем уголовном прошлом при приеме на работу. В свою очередь, п. 4 ч. 1 ст. 86 ТК РФ определяет, что работодатель не имеет права получать и обрабатывать персональные данные работника о его политических, религиозных, иных убеждениях и частной жизни.

В соответствии со ст. 24 Конституции РФ в случаях, непосредственно связанных с трудовыми отношениями, работодатель вправе получать и обрабатывать данные о частной жизни работника только с его письменного согласия. Здесь следует остановиться на применяемом в ТК РФ понятии «частная жизнь», которое также не получило своего терминологического раскрытия, хотя для трудовых отношений имеет немаловажное значение.

Учитывая, что ни в одном исследованном нами законе нет определения данного понятия, вновь придется воспользоваться толковыми словарями, в которых в обобщенном виде данный термин имеет значение, приданное ему в настоящее время в соответствии с гарантиями, изложенными в гл. 2 Конституции РФ, а именно в ее нормах, касающихся личных интересов, свобод и прав человека и гражданина, в том числе вопросов семейной жизни.

Более того, например, ст. 137 Уголовного кодекса РФ (в ред. от 27 июля 2009 г., далее — УК РФ) за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, предусматривает наказание штрафом в размере до 200 тыс. руб.

Предлагаем ознакомиться  Причины банкротства и несостоятельности компаний

или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо обязательными работами на срок от 120 до 180 часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев. Если те же деяния совершены лицом с использованием своего служебного положения, это наказывается штрафом в размере от 100 до 300 тыс. руб.

Следовательно, требования представления работником работодателю копии приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью обязательны только для работодателя, у которого уже работает осужденный, и для органов, правомочных аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью (ст. ст.

34 и 35 УИК РФ). А поскольку разрешение (лицензии) на осуществление педагогической деятельности законодательством об образовании не предусмотрено, то и органа, который мог бы контролировать лицо, занимающееся этой деятельностью, тоже нет. Такая обязанность, по существу, возлагается на уголовно-исполнительную инспекцию, где стоит на учете лицо, ограниченное в правосубъектности, но реально это возможно только в том случае, если сам осужденный поставит ее в известность о желании заняться педагогической деятельностью (ст. 37 УИК РФ).

Все это требует, по нашему мнению, внесения изменений в законодательство, а именно: в ч. 1 ст. 65 ТК РФ следует предусмотреть обязанность некоторых категорий работников (или при выполнении определенных видов работ) представлять при приеме на работу справку об отсутствии у них неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленных тяжких и особо тяжких преступлений.

Таким образом, представляется нецелесообразной разработка унифицированного локального акта, в котором должны быть изложены все виды конфиденциальной информации. Полагаем, что лучше создавать специальные положения о защите различных тайн как по их видовым направлениям, субъектному составу и объекту охраняемой организацией тайны, так и способам их защиты.

Резюмируя сказанное выше, можно дать ответ на вопрос о правомерности ограничения права работника, о котором говорилось в начале статьи.

В ч. 1 ст. 37 Конституции РФ всем гражданам гарантирована свобода труда. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Поэтому решения, принятые работодателем с превышением своей компетенции — а к ней относится регулирование определенных в законе правовых вопросов, касающихся только трудовых отношений, возникших внутри организации, но не вне ее, — являются ничтожными с позиции трудового права (ст. 8 ТК РФ).

В трудовом праве свобода труда выражается в свободе заключения трудового договора. При этом следует иметь в виду, что принцип свободы трудового договора лежит в основе не только его добровольного заключения. В течение всего срока его действия стороны трудового договора могут изменять его содержание только по соглашению сторон и в письменной форме (ст. ст.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

57 и 72 ТК РФ). Аналогичные требования вытекают и из п. 9 ст. 3 Закона о коммерческой тайне, где сказано: разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, — это действие или бездействие, в результате которых информация, составляющая коммерческую тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору.

Оцените статью
БС Юрист
Adblock detector